Сетевая Академия Мебели e-mail:aabu@yandex.ru компьютеры и интернет в мебельном производстве

Рекомендации  по разработке сайта промышленного предприятия

С недавних пор  деятельность любого предприятия   так или иначе связана с обращением к страницам самых разных отечественных и зарубежных  предприятий. Конечно, существует огромная разница между эпизодическим обращением к Сети и систематической работой в ней.

С сожалением могу констатировать: пока что  большая часть предприятий, в том числе хорошо знакомых нам мебельных фабрик или известных предприятий машиностроения  - вообще не имеет в сети собственных страниц.

Думаю, что размещение о себе сведений во множестве  т.н. мини-сайтов уже  даже вредит, т.к. часто не дает возможности быстро отыскать главную страницу вашей фабрики. По крайней мере, - это нужно делать очень аккуратно. Ваш потребитель в Сети должен легко находить прямую дорогу непосредственно на главную страницу предприятия или непосредственно к товару через поисковые системы Яндекс, Гугл, Рамблер и т.д.
Как ни прискорбно, но при практическом поиске конкретного завода или фабрики , прежде всего выскакивает всякая ненужная чушь.

Конечно, для большинства специалистов, не связанных ранее с компьютерными технологиями, интернет - дело новое и не вполне понятное.
Однако, полагаю, что главной причиной столь печального положения вещей  в этой сфере является позиция руководителей предприятий, которые весьма далеки от сетевой проблематики и считают интернет малозначительным делом и т.п. Такие руководители не выполняют одну из своих основных должностных функций - обеспечение развития предприятия на основе использования новых технологий, в т.ч. и информационных. Например, даже в советские времена, когда все было лимитировано и запрещено,  энергичные директора  провинциальных мебельных предприятий находили возможность использования специальных каналов связи спецслужб, МПС и т.п. Главное - желание.

Мои наблюдения показывают, что даже главные инженеры заводов и фабрик не пользуются пока мировой сетью лично, в лучшем случае, - поручая это дело "молодежи". Странно, что телевизор они смотрят сами. Рискну предположить, что пока не будет специальной команды от Президента РФ, то многие директора и делать ничего не будут. Но молодые ростки и асфальт пробивают.

Данные заметки обращены к руководителям и специалистам промышленных предприятий , находящимся в начале сетевой деятельности с целью оказания им методической помощи в разработке и усовершенствовании страницы предприятия.

Есть несколько причин для разработки собственной полноценной сетевой страницы предприятия, например :
  • затраты на разработку, содержание и распространение электронного документа неизмеримо ниже соответствующих затрат на создание бумажных версий, и тем более изменений к ним
  • электронный документ сам по себе является не плохой основой для создания последующих полиграфических версий или распространения информации на дисках
  • интернет уже не отменят и деваться все равно некуда. Делать придется, и лучше начать это делать сегодня, чем откладывать на светлое будущее. При этом обычно используемые для оправдания ссылки директоров на плохое состояние местных сетей являются очередным подтверждением  незнания принципов сетевых технологий и нежелания работать в этом направлении
Лично я с предприятием, не представленным сейчас в сети, уже серьезных дел иметь бы не хотел. И это не "электронный снобизм" , а просто накопленное за 30 лет знание и понимание системы работы промышленного предприятия и принципов управления. Конечно, это не означает того , что если завод имеет симпатичную страничку, то все проблемы на нем решены.

Не могу сказать, что сам я являюсь специалистом в области сайтостроительства, однако, в первом приближении у меня уже сложилось какое-то представление, о том, каким должен быть сайт промышленного предприятия и о некоторых типичных ошибках, допускаемых предприятиями при работе в сети.

Во- первых, принципы создания электронного документа не отличаются от принципов построения традиционного информационного документа ( буклета, проспекта, каталога).

Во- вторых, я бы сформулировал четыре основных критерия качества информационного материала, не зависимо от того, выполнен ли он методами традиционной полиграфии, или же создан в электронном виде.

1. Содержательность
2. Достоверность
3. Актуальность
4. Уровень технического исполнения сайта( дизайн, навигация и т.д.).

Коснемся каждого из показателей

1.Содержательность

Создание сайта - творческий процесс , и это утверждение верно в равной степени и для содержания и для оформления страницы.

Для промышленного предприятия есть определенный минимум информации, которая должна быть размещена, ведь сайт создается не только для того, что бы заявить о своем существовании, а в первую очередь для того, что бы донести до действующего в сети потенциального потребителя товаров ( услуг) фирмы и сведения о них и организовать возможное оперативное взаимодействие с ним.
Что в первую очередь необходимо ?

1.1. Сведения о выпускаемой продукции

Наименование продукции
должно соответствовать соответствующим классификаторам, стандартам и словарным нормам. Желательно в тексте и ключевых словах использовать так же синонимы. Например электродвигатель , он же электромотор, двигатель, мотор, т.к. мы не знаем по каким именно ключевым словам пользователь будет осуществлять поиск.
Полагаю. что если у продукта нет стандартного номера или артикула, то желательно присвоить ему хотя бы какое-то числовое заводское обозначение, для выделения его из общей массы однородных изделий.

1.1.1. Основные технические показатели

Продукция бывает разная, но страница должна содержать, как минимум, всю информацию, необходимую потребителю для принятия решения о приобретении товара, без дополнительной переписки и согласований, если это возможно по техническим и иным соображениям, т.е. общий вид ( цветное фото), основные и присоединительные размеры, показатели назначения и др. основные показатели продукта, содержащиеся в общих технических условиях на данный вид продукции , только в кратком виде. Самоочевидные и общеизвестные моменты можно и не излагать. Мой учитель, известный инженер А.Н. Челинцев говаривал " Краткость сестра таланта и мать порядка".

Следует иметь ввиду. что параметры продукции естественно используются в качестве ключевых слов при поиске товаров. Например, если конструктор ищет электродвигатель. то ему не нужны все двигатели. а нужен двигатель конкретного типа, мощности,напряжения. момента и т.д. И желательно, что бы все это можно было бы взять в кавычки, или хотя бы найти в одной строке. То есть, необходимо создать возможность, что бы на компетентный запрос поисковые машины могли бы дать ответ с высокой релевантностью.

Характер подачи этих сведений должен быть ориентирован на конкретного потребителя. То есть, если это продукция производственно-технического назначения - то на конструктора, технолога, снабженца. Если это товар потребительский - то на группу предполагаемых потребителей. Если товар может реализовываться как оптом, так и в розницу информация должна быть доступна пониманию всех групп покупателей.

Условно говоря, если человек решил купить на заводе 100 кв. метров оцинкованного железо на крышу, то ему ничего не скажут ни метод прокатки, ни марка стали или ее предел прочности, ни номера стандартов и т.п. Ему нужны другие сведения - вид покрытия, его толщина, сколько лет простоит и т.п.
И наоборот, для продукции производственно-технического назначения нужны самые подробнейшие характеристики, имея в виду, что товар может использоваться в различных отраслях, климатических зонах и для разных применений, в том числе и новых. Эти сведения, что бы не перегружать главные страницы желательно размещать в приложениях. И здесь уже нужно стремиться не к краткости, а к полноте информации.

Как мы видим, задача информационного обеспечения покупателя в рыночных условиях, несколько усложняется, но электронный документ тем и хорош, что его размеры сегодня практически ничем не лимитируются.

1.2. Дополнительная информация о продукции
1.2.1. Показатели новизны - только большой плюс для имиджа продукта, т.е. патенты, лицензии и т.п.
1.2.2. Рекомендации по использованию продукции. Инструкции по монтажу, эксплуатации и т.п.
1.2.3. Гарантии и Сервис

1.3. Упаковка, маркировка, отгрузка, дилерская сеть.
Здесь кажется должно быть все ясно, но все забывают указывать объем и вес упаковочного места, а уже сколько товара влезает в вагон или фуру частенько знают только извозчики ...

1.4. Цены, условия заказа и поставки, сроки, способы платежа , гарантии и тп.
Эти вещи вполне очевидные, просто нужно их внятно исполнить.

1.5. Сведения о предприятии
Казалось бы, что здесь трудно напортачить. Но...

1.5.1. Название предприятия
Составляя не так давно телефонный справочник нашего объединения я без удивления обнаружил, что названия предприятий начинаются в, основном, на буквы З, О и Т. Ясно, что опять телега поставлена впереди лошади и организационная форма, вновь торжествует над содержанием. Продолжается и процесс неоправданных переименований предприятий с потерей известных имен, товарных знаков и т.п. Недавно, проводя инвентаризацию предприятий, изготавливающих мебельную фурнитуру я насчитал с десяток одних только производственных акционерных обществ с гордым названием "Металлист" . Уверен, что все их руководители искренне убеждены в уникальности своего наименования. Трудно в этой ситуации дать правильный совет, может нужно им создать "корпорацию металлистов", или наоборот, -  разделиться по видам металлов? А березки и ивушки просто прорастают как маслята после дождя. Я сам любитель природы, но ... Товарищи, не забывайте, что вы  находитесь на работе!

На западе иначе, там название фирмы хранят лет эдак триста, как хорошее вино, а потом, когда надоест, продают за хорошие деньги. А правовую форму печатают в конце названия петитом - Ltd, т.е. с ограниченной ответственностью, или GMbH или spa и т.п.

На этом фоне чехарда с номерами телефонов, факсов, электронной почты и URL, кажется ничтожной мелочью.

Полагаю, что название фирмы должно быть благозвучным и достаточно уникальным, для того. что бы и компьютер и человек без больших мучений мог выявить его однозначно, среди сходных. Название и торговую марку следует беречь, это серьезный нематериальный, но вполне экономический актив. Ну а выходные данные предприятия должны быть так же стабильны, как географические координаты .

1.5.3. История завода.
Сайт предприятия - это не учебник истории района, города, области и т.п. Поэтому помещать в этот раздел следует информацию только существенным образом могущую положительно повлиять на мнение потенциальных потребителей и партнеров.

1.5.4. Производственно-технические особенности фирмы - только то, что подтверждает способность предприятия работать на самом высоком уровне и отличает его от других предприятий, т.е. информационно-рекламная часть. В приличном обществе вообще не принято чрезмерно обнажаться.

1.5.5. Экономические показатели.
Для обществ открытого типа, акции которого обращаются свободно, состав сведений подлежащих опубликованию определяется в особом порядке и нарушение его, в цивилизованных странах, чревато уголовным преследованием. Интернет дает возможность без труда ознакомиться с многочисленными годовыми отчетами крупнейших зарубежных компаний, а так же др. информацией широко представленной на зарубежных экономических серверах. Кончики к этой информации кажется можно посмотреть здесь >>>

Для ЗАО следует указывать те показатели, обнародование которых не повредит интересам акционеров, а укрепит потенциальных партнеров и покупателей во мнении о надежности предприятия как поставщика или партнера.

1.5.6. Ссылки
Многие и зарубежные и наши предприятия помещают на своих страничках различные ссылки. Дело деликатное. Некоторые ссылки действительно необходимы. Важно, что бы ссылка не увела покупателя со страницы безвозвратно.

Примечание. Страница предприятия не должна быть похожа на сигнал SOS, хотя таких страниц много. В морях наших акул сейчас куда больше, чем спасателей.

При определении содержания страницы нужно четко представить себе , что и зачем вы хотите о себе сказать в Сети и исходить из этого алгоритма. Чрезмерная лаконичность - худший враг электронной информационной системы.

2. Достоверность.
Основной инструмент серьезного бизнеса - доверие между партнерами. Всякая небрежность, а тем более умышленное искажение существа дела может дорого стоить. Методы обеспечения достоверности документов хорошо известны ( использование первоисточников и подлинников, технический контроль, нормоконтроль, редактура и корректура ). Уже из этого следует, что подготовка и ведение страницы предприятия дело не только web- дизайнера, но главным образом др. специалистов и служб завода или фабрики, а для этого опять необходимо руководство.

3. Актуальность.
Как- то, заглянув на главную страницу одного из наших уважаемых государственных комитетов, я обнаружил на ней фотографию председателя комитета и его обращение к гражданам РФ , написанное и подписанное 2 года тому назад. Конечно похвально, что ведомство сие обзавелось страничкой, но то что его руководитель никогда не заглядывает на нее вызывает сожаление. И это явление не редкое, а скорее наоборот.

Электронный документ доступен для постоянного обновления, и должен актуализироваться по мере необходимости. Не обновляемый документ вызывает, как правило, подозрение и негативную реакцию. Вероятно, не следует впадать и в другую крайность, только очень крупная корпорация имеет большое количество новостей, достойных общественного внимания.

4. Требования к исполнению ( дизайну) страницы .

Разработка страницы в первую очередь дело команды предприятия, а уже в конце ( или в середине) - web-мастера. Если у него будет хороший контент( содержание) , то и сайт имеет шанс получиться хорошим.

В Сети достаточное количество источников по web- дизайну, например см . Народное образование .

В первую очередь, я бы рекомендовал внимательно ознакомиться с приведенным в конце заметок
приложением 1
.

При разработке дизайна нужно немного думать о том, кто , как и на чем, потом, все это будет грузить, читать и распечатывать , если, конечно, это предусматривается. Я бы не стал, например, основные текстовые поля страниц выполнять красным шрифтом на черном фоне.

Милости просим  Безенчук и Ко

Английски и др. иностранные языки.
Если предприятие ориентировано на международное сотрудничество, то английская версия ( полная или сокращенная) абсолютно необходима. Если предприятие планирует осваивать какой-то конкретный зарубежный рынок, то обязательно наличие страницы на соответствующем этому рынку языке. Далеко не все зарубежные предприниматели  владеют английским.

Использование и заимствования чужого опыта.
Метод этот был и остается одним из самых эффективных в любой области деятельности. Важно только знать "чей, и как". Наиболее просто - ознакомиться с признанными произведениями в своей отрасли, в первую очередь, со страницами торговых предприятий, так как они оборотистей. Интересными могут быть страницы  ведущих западных компаний, которые тратят на это дело значительно больше средств, чем наши предприятия.
В некоторых отраслях уже проводятся ежегодные конкурсы на лучший отраслевой сайт. Информацию о них можно найти в сети.

С точки зрения оформления представляют интерес для изучения страницы зарубежных и отечественных электронных СМИ, для которых интернет - вообще самое главное.

Заключение.
Самое лучшее заключение, хуже хорошего начала ! Не боги горшки обжигают.

Разработка сетевой страницы предприятия не самоцель, - а лишь средство для того, что бы донести до потенциального потребителя действительно нужную информацию, способную побудить его вступить с вами  в партнерские отношения, приобрести предлагаемые товары и т.д.

Желаю Вам творческих успехов

автор: А.В. Абушенко, директор центра новых технологий, инвестиций и внешнеэкономических связей ЗАО "Центромебель"


 20 декабря 2002 г.

Приложение 1.

Основные теоремы сайтостроительства:


Лучше небольшой, но аккуратный сайт, чем ни какого.
Лучше небольшой, но аккуратный сайт, чем большой и не аккуратный.
Лучше большой и аккуратный сайт, чем маленький и не аккуратный.

Приложение 2.

Из рекомендаций Российской Академии Интеренета для претендентов на номинацию Лучший русскоязычный сайт

  " Интернет развивается слишком быстро: ежечасно появляются новые идеи, преобразующие старые представления или опровергающие их. Перечисленные выше критерии сперва были сформулированы в мировом интернете как правила создания хороших новых сайтов, а теперь они выступают в качестве лучших из имеющихся инструментов оценки.

Никто не требует, чтобы каждый лауреат или номинант Национальной Премии получил высшие оценки по всем параметрам. Относительная значимость каждого из критериев меняется в зависимости от направленности сайта. Очевидно, например, что для новостного сайта информационное наполнение имеет большее значение, чем визуальное оформление, а для сайта, посвященного искусству, ситуация обратная. В конечном счете, наиболее существенным критерием является общее впечатление: сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей.

Содержание. Содержание - это вся информация, представленная на сайте. Информационное наполнение сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать теме сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории - материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде интернет. Хорошее информационное наполнение - само по себе позиция. Оно может носить информативный, утилитарный или развлекательный характер - но вы всегда должны желать продолжения. Сайт не должен быть чрезмерно лаконичным. Картинки, как бы они не были хороши, не могут заменить слов. Поисковые компьютеры картинок не понимают.

Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация - это признаки эффективности и организованности сайта. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь.

Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида сайта. Сайт не должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт. Оформление должно производить впечатление на посетителя - или даже поражать его.

Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону сайта. Хорошая функциональность означает, что сайт быстро загружается, что все его ссылки "живые", а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Сайт должен быть независим от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости сайт самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Хорошая функциональность - это технология, которая не бросается в глаза.

Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые сайт предоставляет пользователю. Хорошая интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога. Интерактивность - это возможность двустороннего обмена информацией, как в поисковых системах, чатах, сетевых играх и пр. Благодаря интерактивным элементам пользователь должен постоянно ощущать отличие Сети от журнала или телевизора.

Общее впечатление. В конечном счете, сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться или уйти. Посещение сайта похоже на свидание: иногда искра проскакивает, иногда нет. Признаки хорошего общего впечатления - если Вы создали закладку, переслали адрес сайта приятелю или просто заинтересовались и провели на нем некоторое время "

Источник http://www.nagrada.ru/premium

Приложение 3.

Сайты некоторых отечественных мебельных компаний, которые понравились специалистам :

Приложение 4. Страницы крупнейших зарубежных мебельных компаний

Поскриптум. В настоящее время оптимизация сайтов становятся целой отраслью IT, т.е. появляются специалисты в этой области.


Мир деревянной игрушки - информационная система

рынок мебели
Дизайн и конструирование мебели
Выставки по мебели и деревообработке Зарубежная мебельная промышленность
Технологии мебельного и деревообрабатывающих производств
Оборудование для деревообработки и производства мебели Материалы и комплектующие изделия для мебели Древесно-полимерные композиты
Полезная информация, разное

Сетевая Академия Мебели - на гланую страницу e-mail:aabu@yandex.ru
  хл
" Старайтесь все делать хорошо, а плохо - само получится". Старинная шутка