e-mail:aabu@yandex.ru Ассортимент, дизайн и конструирование мебели   
Состояние дизайна отечественной мебели и пути повышения ее модельного уровня

Перебирая недавно ящики рабочего стола , я хотел сначала выбросить эти бумаги, но потом мне стало их жаль и я решил переложить их в сеть.
Эта статья была написана и опубликована в 1989 г. в разгар т.н. "перестройки" и вряд ли сохранила всю актуальность. В то же время, при ее написании использовалась специально разаботанная и не вполне обычная методика анализ аасортимента, которая, на взгляд автора, не вполне потеряла актуальность.

Причиной ее написания была довольно острая дискуссия, разгоревшаяся в тот момент в отрасли и связанная в т.ч., с частичным осознанием необходимости повышения конкурентоспособности отечественной мебели и попытками некоторых руководителей решить ее привычными административными методами.

Например, трудно себе сейчас представить, но тогдашний мэр   Москвы т. В. Сайкин собирался  ликвидировать мебельную промышленность города, а высвободившиеся трудовые ресурсы направить на ЗИЛ . И это была совсем не шутка. Портебовалась большая работа руководства министерства  и многих специалистов отрасли, что бы предотвратить эту диверсию и сохранить мебельную промышленность города.

Перед опубликованием, статья  прошла апробацию весной 1989 г. в виде двух докладов, сначала на Всесоюзном совещании проектировщиков в ВПКТИМ, а затем на Совете директоров Территориального научно-производственного объединения "Центромебель".
Статья была опубликована в 1989 г. в нескольких отраслевых журналах, в частности, в р.ж. "Мебель"  и журнале "Деревообрабатывающая промышленность"

Как мне кажется , в данной работе сохраняется и сейчас некое рациональное зерно. В частности, это была одна из попыток дать некоторую комплексную оценку выпускаемого ассортимента с учетом и дизайна, и технологии, и применяемых материалов. Как мне кажется можно и сейчас в некоторых целях использовать специально разработанные для данного обзора формы табличек. По крайней мере. мне удалось их успешно использовать при составлении раздела " Проектирование новых изделий мебели" ежегодного сводного Координационного плана НИОКР институтов и КБ Минлеспрома СССР для определения объектов проектирования и подбора проектных организаций ( включавшего более 50 наборов и изделий мебели), а так же при закупке большого количества образцов импортного оборудувания с выставки "Лесдревмаш-89".

Однако, прошу иметь ввиду, что это весточка не только из прошлого века, но даже и из прошлой эпохи и приведена здесь в том виде, как она была опубликована тогда, без всяких изменений, кроме нескольких моих примечаний сделанных для молодых читателей данной версии и выделенных курсивом .
Александр Абушенко, 24 апреля 2002 г.

Мебельная промышленность Минлеспрома СССР обладает мощной, довольно современной производственной базой, неплохим научно-техническим потенциалом и инженерным корпуснои. В отрасли трудится более 100 дизайнеров с высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы. Стабильно увеличиваются объемы производства мебели, постоянно обновляется ассортимент выпускаемой продукции. Продукция мебельной промышленности пользуется повышенным спросом потребителей.
( прим. автора. Молодежь не знает, что такое "повышенный спрос" и дай бог , что бы и не узнала. Как раз весной 1989 г. ТНПО "Центромебель" только что  построило и открыло очередной фирменный магазин "Интерьер"  на ул. Генерала Белова и я неоднократно наблюдал, как толпа покупателей по утрам напрочь сносила ограждения и широкие металлические двери магазина ). Интересно, что бы они устроили , если бы узнали о существовании подземных  выставочных залов, устроенных в подвальных помещениях этого магазина.

Однако, по мнению многих специалистов и покупателей, состояние ассортимента и модельного уровня отечественной мебели не вполне удовлетворяет потребностям внутреннего рынка, и она не всегда является конкурентоспособной на мировом рынке мебели. При этом, одной из основных причин этого явления называют стереотипный, недостаточно выразительный дизайн изделий.

Как известно, до 1986 г. разработка новых образцов мебели осуществлялась исключительно специализированными институтами и КБ отрасли. с обязательным утверждением образцов к производству Художественно-техническим советом Министерства
( прим. автора : т.е. Минлеспрома СССР, - для всех изготовителей, вне зависимости от их местонахождения и ведомственной принадлежности ). В последние годы, право разработки и постановки новой мебели на производство передано на места. Однако, и эта мера не привела к существенному повышению модельного уровня и качества мебели, а по некоторым регионам возможно ( по данным экспертной комиссии ВПКТИМ) и к их снижению.

В настоящем кратком обзоре сделана попытка оценить некоторые стороны состояния дизайна отечественной мебели и наметить пути повышения модельного уровня и расширения ее ассортимента. Эти вопросы носят не отвлеченный теоретический характер, а имеют исключительную актуальность, так как промышленности в ближайшие несколько лет предстоит практически удвоить производственные мощности, и от того, какой характер и состав они будут иметь, - зависит и ее дальнейшая судьба .
( прим. автора. Удвоения не потребовалось, но это уже совсем другая история)

Для введения в указанную проблему предлагается рассмотреть состояние выпуска бытовой мебели в разрезе укрупненных ассортиментных групп, см. табл.1.

Таблица1. Укрупненная номенклатура бытовой мебели

Виды изделий
Классы мебели

Класс А - мебель с повышенными потребительскими свойствами Класс Б - мебель со средними потребительскими свойствами Класс В - мебель массовая, с минимальными потребительскими свойствами
Наборы мебели для


- прихожей
0
1
3
- гостиной
0
1
Х
- общей комнаты
1
1
3
- спальни
1
1
3
- кабинета
0
0
0
- кухни
0
1
3
- столовой
0
1
0
- индивидуальной жилой комнаты
Х
0
0
- групповой жилой комнаты
Х
0
0
Гарнитуры мебели на :



- жилую зону
1
1
2
- комнату
0
1
0
- квартиру
1
0
0
Широкие проектно-производственные программы корпусной мебели из унифицированных элементов
0
0
0
Мебель типа "Собери сам"
Х
Х
0
Наборы мягкой мебели
1
2
3
Изделия мягкой мебели:



- диваны
1
0
0
- кресла
0
0
3
- кресла-кровати
0
0
3
- диваны-кровати
Х
0
3
Стулья бытовые:



- стул универсального назначения
1
1
3
- стул гостиный
0
0
1
- стул для столовой
1
0
Х
- кресло для столовой
0
0
Х
- стул ( кресло) для спальни
0
1
0
- стул рабочий для кабинета
0
0
0
- кресло рабочее для кабинета
0
0
0
- стул ученический ( растущий)
Х
Х
1
- стул ( кресло)для престарелых
Х
0
1
- стул дачный для зарытых помещений
Х
0
0
- стул дачный для открытых помещений
Х
0
1
- стул складной (универсальный)
0
0
1

Примечания:

1. В мебельной промышленности нет официальной методики оценки классности мебели, поэтому автором произведено уловное, ориентировочное отнесение выпускаемого ассортимента к тем, или иным классам, необходимое для общего понимания ассортимента бытовой мебели.
2. Оценки наличия в производстве различных групп ассортимента (в целом по отрасли) выполнены приблизительным экспертным путем по следующей четырехбалльной шкале
0 - не выпускается
1 - производится очень мало ( опытные или мелкие партии на отдельных производствах)
2 - серийное производство
3 - крупносерийное, массовое производство
Х - нет необходимости в этих изделиях

Из таблицы следует, что в серийном и массовом производстве находится менее 15 процентов от потребного ассортимента, а около 40 процентов вообще не выпускается. Следует иметь виду, что в таблице приведены данные в целом по отрасли, и можно с уверенностью утверждать, что в любом конкретном регионе, даже таком крупном, как РСФСР или Украина, положение несколько хуже.
Необходимо отметить, что проектные наработки по большинству позиций имеются, кроме того весь этот ассортимент выпускается за рубежом.
Решение указанной проблемы возможно. по видимому, тремя путями
- стимулировать выпуск недостающих групп ассортимента за счет специальных надбавок к ценам или изменения доли отчисляемой в бюджет прибыли
- принудить предприятия к выпуску недостающего ассортимента ( госзаказ и т.п.)
- отложить решение проблемы до нормализации состояния экономики и появления конкуренции.
Ясно так же, что значительное расширение ассортимента потребует существенных затрат на реорганизацию производства.
Однако, ассортиментные проблемы не сводятся только к производству мебели в укрупненной номенклатуре т.к. в каждой номенклатурной группе должны присутствовать модельные ряды продукции, отличающиеся по стилевым и другим признакам. Поэтому, предлагается рассмотреть стилевую направленность дизайна отечественной мебели в сравнении с зарубежной, см. таблицу 2.
 
Таблица 2. Стилевые направления
Основные направления Отдельные течения Центр.
Европа
Сканди-
навия
США Италия СССР
Ретроспективное
 направление

Историческая реконструкция
2
1
1
1
0

Классическая стилизация
3
1
2
2
1

Народная крестьянская стилизация
2
2
1
2
0

Ретроспективная эклектика
3
2
3
1
3
Художественно
-конструкторское
направление

Ретроспективный дизайн
1
1
2
2
0

Индустриальный дизайн
1
1
1
1
2

Профессиональный дизайн
2
3
2
3
1

Стайлинг
2
1
3
2
3

Функциональный дизайн
1
2
2
2
0

Конструктивизм
1
2
2
2
0
Авангардное направление
Функциональный авангард
1
2
2
3
0

Образный авангард
3
2
3
3
0

Неофункционализм
1
1
1
3
0

Антифункционализм
1
1
1
3
0

Неоклассицизм
2
1
1
3
0

Мемфис
2
2
2
3
0

Поп-Арт
2
2
2
3
0

Супер-студия
2
2
2
3
0

Хай-Тек
2
2
2
3
0

Примечания:. Оценки использования различных стилевых направлений выполнены приблизительным, экспертным путем по следующей четырехбалльной шкале:
0 - не используется, 1 - используется редко, 2 - используется сравнительно часто, 3 - используется широко.

Из таблицы 2 следует, что в зарубежной практике существует самое широкое разнообразие стилей выпускаемой мебели.. Обращает на себя позиция итальянской промышленности, активно работающей во всех стилевых направлениях и практически задающая мебельную моду на мировом рынке, что обеспечивает высокую конкурентоспособность итальянской мебели и служит стимулом для развития производства итальянского технологического оборудования для изготовления мебели. Отечественная промышленность концентрирует свои усилия лишь в трех стилевых направлениях : индустриальный дизайн, эклектика и стайлинг. При этом, многие искусствоведы вообще не считают сайлинг дизайном.
Следует отметить существеное отличие отечественного стайлинга от зарубежного. Если главной задачей последнего является удовлетворение вкусов самого разнообразного, в том числе не вполне культурного потребителя, то отчественный стайлинг направлен кажется в первую очередь на не всегда обоснованное повышение цены товара без улучшения его реальных потребительских свойств и выполняется с минимальными затратами ( накладной декор, шелкография и т.п.).
Сложившаяся узкая и однобокая стилевая направленность отечественного ассортимента мебели является следствием целого комплекса социальных, культурологических, экономических, технических и др. причин. Например, ушел из обращения и фактически уничтожен целый слой материальной культуры прошлого - образцов массовой мебели отечественного производства второй половины 19 и начала 20 веков, а так же образцов отечественного авангардного мебельного творчества. Вообще отсутвуют, за небольшими исключениями, музейные экспозиции, посвященные мебелировке и интерьеру жилых помещений прошлых эпох, кроме отдельных дворцовых помещений.

Не ведется в народе пропаганда культуры мебельного искусства и интерьера, не прививается эта культура и подрастающему поколению. В результате, большинство людей связывают свои представления о красивой мебели, красивом интерьере, главным образом с мебелью дворцового характера (Ампир и т.п.), или эклектичными изделиями югославского производства, выбираемыми для импорта людьми, обладающими, как правило, такими же эстетическими установками.
Решить проблему повышения культуры интерьера может только государство, совместно с творческими союзами. Однако, инициатором и основным спонсором ее решения должна выступить промышленность, если она наконец осознает выгодность, перспективность и необходимость такого подхода.
Прим. автора. В том государстве, в котором мы тогда жили, без государства, которое контролировало почти все, ни одна сколь нибудь важная проблема не могла быть решена.
Безотлагательно необходимо так же решать проблему расширения технологической базы мебельного дизайна, т.к. сейчас в руках дизайнера имеется весьма скудная палитра выразительных средств, см. таблицу 3.

Таблица 3. Использование основных средств образной выразительности современной корпусной мебели
Основные выразительные средства дизайна мебели Отечественная
промышленность
Мировая практика
1. Общее объемное архитектурное решение

А. По фронту ( фасаду)

прямоугольные формы
3
3
арочные
1
3
призматические
1
3
активные ступенчатые ( "Манхеттен")
1
3
подчеркнуто - стеллажные
1
3
подчеркнуто-консольные
0
3
Б. По профилю ( боковому виду)

одноглубинные
3
3
двухглубинные
1
3
многоглубинные
1
3
призматические
0
3
стеллажные
1
3
консольные
0
3
В. В плане ( по виду сверху)

прямоугольные
3
3
призматические
1
3
цилиндрические
0
3
2. Пластика формы ( кромки, переходы и т.п.)

простая прямоугольная
3
3
фаски
1
3
скругления
1
3
специальные профили, рельефы
1
3
3. Фактура поверхностей

глянцевая
3
3
полублестящая
0
3
полуматовая
1
3
шелковистоматовая
0
3
матовая
3
3
искусственный микрорельеф
0
3
комбинации фактур
1
3
4. Цвет поверхностей

облицовка натуральная ( дерево) и синтетическая ( под дерево)
3
3
облицовка синтетическая ( не под дерево)
1
3
протравные красители
0
3
полупрозрачные подкрашенные лаки
0
3
укрывистые эмали и фоновые пленки
1
3
покрытия с металлоэффектом
0
2
цветовые комбинации
1
3

Примечание . Оценки применяемости выполнены экспертным путем по следующей четырехбальной шкале: 0 - не применяются, 1 - единичное использование, 2 - умеренное использование, 3 - широкое применение

Из табл. 3 очевиден исключительно узкий набор выразительных средств, используемых в отечественной мебельной практике, в сравнении с мировой. Фактически, за небольшими исключениями, он сводится в корпусной мебели к одноглубинному корпусу прямоугольной формы, изготовленному из древесностружечной плиты одной толщины. Имитация объемно-пластического решения фасада осуществляется за счет примитивного накладного декора. Поверхности либо глянцевые, либо матовые, без использования переходных степеней блеска. Облицовка либо натуральная, либо синтетическая (под дерево), преимущественно темных тонов. Все это вместе взятое и приводит к стереотипности большинства моделей корпусной мебели вне зависимости от места их производства.
Аналогичные результаты можно получить при анализе использования средств образной выразительности решетчатой и мягкой мебели.
Положение усугубляется весьма узким, по сравнению с мировой практикой, набором конструкционных, облицовочных и отделочных материалов, см. табл. 4 и 5.


Таблица 4. Использование конструкционных материалов

Виды конструкционных материалов в СССР в Европе
1. Натуральная древесина ( массив)

Красное дерево и др. тропические породы
0
2
Дуб, ясень
1
3
Клен
0
3
Орех
0
2
Бук
1
3
Яблоня
0
1
Вишня
0
1
Груша
0
1
Сосна, ель
1
3
Лиственница
1
1
Кедр
0
1
Тополь
0
0
Осина
0
1
Ольха
0
2
Береза
1
3
Ротанг конструкционный
0
2
Ротанг расщепленный, сетки
1
2
Лоза, камыш
1
2
Бамбук
1
2
Древесные материалы

Древесностружечные плиты
3
3
Твердая ДВП
3
3
МДФ
0
3
Фанера конструкционная
1
3
Плоскоклееные из шпона детали
3
2
Гнутоклееные из шпона детали
1
3
Модифицированная древесина
0
1



Металл ( штамповка, прокат, литье)
1
3
Пластические массы
1
3
Минеральные конструкционные материалы
0
1
Стекло конструкционное
1
3
Композитные материалы
0
1
Настилочные материалы

Пенорезина
2
1
Пенополиуретан блочный
2
3
листовой
3
3
формованный
2
3
Нетканые материалы тяжелые
1
1
легкие
0
3
Рассыпные натуральные волокна
0
2
Скрепленные натуральные волокна ( гуммированные)
1
2
Натуральный пух
0
1
Вода
0
2
Воздух
0
1

Примечание. Оценки применяемости выполнены приблизительным, экспертным путем по следующей шкале: 0 - не используется, 1 - используется ограничено, 2 - умеренное использование, 3 - широкое использование.

Кажется, таблица 4 не требует комментариев. Необходимо только определить первоочередные приоритеты. В дополнение к данным таблицы 4 можно так же отметить так же значительно более узкий ассортимент лицевой и функциональной фурнитуры и комплектующих изделий, в т.ч. механизмов, приборов и др. устройств, обеспечивающих повышение потребительских свойств мебели.

Таблица 5. Использование облицовочных и отделочных материалов.

Виды материалов в СССР в Европе
Шпон строганный, в т.ч.


Красное дерево ( классика)
3
3
Другие тропические породы
0
3
Дуб
1
3
Ясень
2
3
Клен
0
3
Орех
0
3
Бук
1
3
Яблоня
0
1
Вишня
0
1
Груша
0
1
Сосна
1
3
Ель
0
1
Пихта
0
0
Лиственница
1
1
Береза
0
2
Тополь
0
1
Осина
0
0
Ольха
0
0
Шпон крашенный в массе
1
2
Пробка
0
1
Файн-лайн
0
3
Пленки бумажные "под - дерево"
3*
3
Пленки синтетические "под - дерево"
1*
3
Пластики "под- дерево"
2*
3
Пленки и пластики цветные с рисунком
1*
3
Пленки и пластики цветные однотонные
0
3
Красители дря древесины
3**
3
Лак нитро
3
3
Лак полиэфирный
3
3
Лак кислотный
3
3
Лак полиуретановый
3
3
Лак масляный
0
1
Лак спиртовый
0
1
Эмали нитро
1**
3
Эмали полиэфирные
0
3
Эмали полиуретановые
0
3

Примечания . 1. Оценки применяемости выполнены экспертным путем по следующей четырехбалльной шкале : 0 - не используется, 1 - единичное использование, 2 - умеренное использование, 3 - широкое использование.
2. * - плохое качество и ограниченная гамма, ** - ограниченная гамма
Таблица 5 так же дает ясное представление об одежде мебели. Важность этого вопроса трудно переоценить, имея ввиду, что глазами рядового покупателя одно и то же изделие, выполненное в различных облицовках и отделках, обычно воспринимаются, как два разных изделия.
Помимо вышеуказанного, существует ряд технологий, имеющих важнейшее значение с точки зрения, практически определяющих возможности формообразования мебели, т.е. технологий, посредством которых реализуется многие выразительные средства дизайна и которые, к сожалению, недостаточно применяются в отечественной мебельной промышленности, см. табл. 6.

Таблица 6. Наличие формообразующих технологий.
Наименование технологий В отечественной
практике
В мировой
практике
Фасонная обработка натуральной древесины, выполнение
сложных соединений
1
3
Фасонная обработка плитных материалов
0
3
Гибкий форматный раскрой плитных материалов
1
3
Фасонная обработка стекла
1
3
Изготовление гнутых т гнутоклееных элементов сложных форм
1
3
Изготовление фасонных элементов из пеноматериалов резанием
1
3
Фасонные швейные работы
1
3
Изготовление крупных элементов из пластмасс
1
3
Изготовление открытых металлокаркасов с высокими качествами поверхностей
1
3
Примечание: Оценка применяемости выполнена экспертным путем по следующей четырехбалльной шкале: 0 - не используется, 1 - единичное использование, 2 - умеренное использование, 3 - широкое использование.

Комментируя данные табл. 6 хотелось бы обратить внимание читателя на следующие ниже соображения.
Безусловно, простые архитектурные формы мебели имеют право на существование и будут существовать, вероятно, неопределенно долгий срок, разумеется при условии высокого качества обработки элементов, гармоничного дизайна, разнообразия облицовочных и отделочных материалов. То есть форма может быть простой, но изделие не должно быть примитивным и для получения высокого модельного уровня изделий необходимо выполнение ряда несложных фасонных операций ( скругление углов, кромок, выполнение фасок, стыков и т.п.).

Однако, если всерьез говорить о расширении ассортимента и повышении модельного уровня продукции, должна быть решена проблема формообразования (фасонной обработки ) всех видов используемых материалов, вплоть до получения любой архитектурной формы изделия или его элемента. Только на этом пути можно добиться каких либо успехов в повышении модельного уровня, обеспечении новизны продукции, конкурентоспособности на мировом рынке. Кроме того, это так же средства повысить долговечность изделий, а так же экономическую эффективность производства согласно простой, принятой в мире формуле " новое изделие - новая цена ".
Не комментируя важность освоения технологии фасонной обработки массивной древесины, стеклозеркальных элементов, металла, пластмасс и пеноматериалов, тканей, автор хотел бы обратить внимание на то, что возможности формообразования мебели из наиболее доступных для нас сейчас конструкционных материалов - древесностружечных и древесноволокнистых плит у нас практически не вскрыты, а эти возможности весьма широки. К сожалению в этом направлении не работает ни ВПКТИМ, ни другие конструкторские бюро, ни сами предприятия. Слабо развивается и производство клееных элементов - полноценного заменителя натуральной древесины, превосходящего ее во многих случаях по возможностям формообразования, хотя НИИ и КБ отрасли разработан широкий набор оборудования для изготовления клееных заготовок и их обработки.

Настоящий обзор имел главной целью привлечь внимание специалистов отрасли к нескольким проблемам развития дизайна мебели, каждая из которых , в принципе, требуют тщательного и глубокого анализа, поиска и разработки альтернативны вариантов развития материально-технической базы мебельного производства. Поэтому, приведенные ниже выводы и предложения не являются исчерпывающими и не претендуют на полноту, т.к. каждый читатель в состоянии сам наметить необходимую на его предприятии программу действий, а многие из поставленных или намеченных вопросов могут быть решены самими предприятиями, хотя ряд из них имеет отраслевой или межотраслевой характер.

Выводы и предложения:

1. Ассортимент выпускаемой отечественной мебели нуждается в значительном расширении:
- по недостающим группам номенклатуры, в том числе мебели повышенного и высокого классов,
- в стилевом отношении, в первую очередь в части исторической реконструкции и авангарда.
2. Необходимо организовать систематическую пропаганду современного дизайна, принять меры по преодолению эстетического нигилизма отдельных производителей мебели, изысканию новых реально действующих моральных и материальных стимулов к действительному обновлению и расширению ассортимента выпускаемой мебели, повышению ее модельного уровня и потребительских свойств, повышению культуры интерьера у населения.
3. Для обеспечения реального повышения модельного уровня продукции необходимо срочно разработать и реализовать конкретные программы по обеспечению расширения выразительных средств дизайна мебели, в первую очередь освоения технологических процессов фасонной обработки, современных методов облицовывания и отделки, значительного расширения гаммы конструкционных материалов.

А.В. Абушенко, заведующий проектно-конструкторским отделом бытовой мебели ВПКТИМ
февраль 1989 г.

рынок мебели
Дизайн и конструирование мебели
Выставки по мебели и деревообработке Зарубежная мебельная промышленность
Технологии мебельного и деревообрабатывающих производств
Оборудование для деревообработки и производства мебели Материалы и комплектующие изделия для мебели Древесно-полимерные композиты
Полезная информация, разное
Сетевая Академия Мебели - на гланую страницу e-mail:aabu@yandex.ru
  хл