Сетевая академия мебели - главная страница e-mail:aabu@yandex.ru Выставки по мебели и деревообработке

Мебельные технологии. Взгляд из Милана

Статья отражает впечатления автора от посещения Миланских выставок "Sasmill" и "Xylexpo" и касается некоторых вопросов развития мебельных технологий, применяемых материалов, фурнитуры и комплектующих изделий, оборудования и т.д. Опубликовано в журнале "Мир Мебели" номер 3 - 2000.

24-28 мая 2000 г. в г. Милане в выставочном комплексе «Фьера Милано» состоялись одновременно две международные выставки « Sasmill» и « Xylexpo» ( «Сасмилл» и « Ксилэкспо»). С 1969 г. это мероприятие происходит каждые в два года и сейчас на площади почти 200 000 кв. метров представляет широкий спектр мировых достижений в большинстве технологических переделов деревообрабатывающего и мебельного производств. При этом «Sasmil” посвящена вопросам материального обеспечения мебельного и деревообрабатывающего производства, т.е. сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, а « Xylexpo” – вопросам техники и технологии деревообработки.

Выставку посетило около 100 000 гостей из 130 стран. В целом, по широте охвата проблем, это мероприятие соответствует ганноверской «Лигне» и кельнскому «Интерцуму» вместе взятым, хотя и меньше по масштабам. Конечно, в Милане не так велики, как в Кельне и Ганновере, экспозиции германских фирм, но зато значительно шире представительство итальянских предприятий. В меньшей степени, чем на « Interzum” , представлены материалы и технологии производства мягкой мебели, стекло и стеклозеркальные элементы, отделочные материалы и ручной инструмент

Писать о выставках достаточно трудно. Обо всем (а это около 1000 фирм и несколько десятков тысяч экспонатов) не напишешь. Кроме того, человеческий глаз, - это не объектив кинокамеры, поэтому пишу я о том, что привлекло мое пристрастное внимание, и побудило к каким то выводам.

Как утверждают современные психологи, жизнь общества пронизана обманом во всех ее проявлениях и просто не может без него существовать, а обман и самообман так же необходимы человеку, как хлеб и вино. Мебельное производство отнюдь не исключение. Поэтому, вполне естественно, что наибольшая часть выставочных площадей была посвящена главному вопросу: « Как из древесной трухи создать произведение мебельного искусства?». Современная технология весьма преуспела в этом, я и сам постоянно обманываюсь.
Конечно, что это не особенность миланской выставки, а просто - состояние приоритетов современной технологии. Однако, именно здесь есть возможность легко зрительно представить, куда направляются и на чем сосредотачиваются интеллектуальные и финансовые ресурсы европейской промышленности.

В Центральной Европе, исторически являющейся законодателем моды и промышленной политики, давно уже существует серьезный дефицит сырьевых и трудовых ресурсов. Поэтому, столь активно во всех сферах развиваются автоматизированные технологии, ориентированные на применение дешевого, в т.ч. привозного, сырья и утилизацию всевозможных отходов. И нельзя сказать, что это нелогично. Более того, плиты - действительно замечательное достижение технологии и возможности древесностружечных, древесноволокнистых и, вероятно, иных древесных композиций не только не исчерпаны, но даже еще не вскрыты. Сейчас трудно представить себе другой более удобный материал для образования больших плоских поверхностей.

Безусловно, в области материалов , «примой» миланской экспозиции были древесностружечные плиты с ориентированной стружкой (OSB), как серьезная альтернатива фанере и др. материалам - в первую очередь для строительства. Хорошее впечатление оставляет и постоянно расширяющийся ассортимент древесностружечных и волокнистых плит, в т.ч. облицованных, и полуфабрикатов из них различных назначений, размеров, толщин и свойств, а так же композитные плитные и формованные материалы на минеральных основах со специальными свойствами для рабочих поверхностей, ванных комнат и т.п. И это, безусловно, фундамент европейской мебельной промышленности. Вместе с тем, остаются и некоторые вопросы, связанные с производством плит и их применением в мебельной промышленности.

Даже беглый взгляд на экспозицию с высоты второго яруса выставочного комплекса показывает, что капиталовложения в производство плит и мебели из нее, из расчета одного типового мебельного комбината мощностью примерно 100 000 куб. метров плит в год, включая, разумеется, вложения смежных производств (бумага, пленки, пластики, МДФ, кромочные материалы, лицевая фурнитура и т.д.), составляют не один десяток млн. долларов США. Впечатляют размеры и техническая сложность оборудования и энергетические затраты на всех стадиях процесса. Интересно сопоставить, какое количество мебели нужно экспортировать, что бы окупить такие  вложения?

Известно, что в Европе, и тем более в США,  моральная долговечность такой мебели часто не превышает 10-15 лет, да и физическая не далеко уходит этих цифр. Проблемы утилизации плитной мебели, а это миллионы кубометров, отнюдь не становится проще, в силу значительной  ее синтетической (химической)  компоненты.

Еще одна проблемы плитной мебели – материалоемкость. Спросите любого мебельщика, сколько весит его шкаф, и вы редко услышите точную цифру. Из опыта знаю, что вес изделий никогда не интересовал наших мебельщиков, а учет материалоемкости велся в кубометрах на млн. руб. товарной продукции. Показатель отнюдь неплох, однако, будучи принят на уровне абсолюта, в качестве единственного, вполне способен завести производство в сторону от технического прогресса, так как весьма далек от чертежной доски, где собственно, и зарождается продукция. В машиностроении, например,  в качестве показателя материалоемкости обычно используют  массу изделия.

Разумеется, никаких нормативов материалоемкости для конкретных изделий мебели нет и быть не может, но в богатой ее истории есть немалое количество образцов оптимальных конструкций и они хорошо известны. Регулярно появляются и новые интересные модели, которые можно использовать в качестве базы для сравнения. В этом смысле, Платон был, может быть, не так уж и не прав. Конечно, искусствоведами было сломано немало копий по вопросу соотношения красоты и массы, но вполне очевидно, что с точки зрения физической материалоемкости и сопротивления материалов многие типовые конструкции мебели из плит весьма далеки от идеалов, хотя я отнюдь не призываю к голому конструктивизму. Наконец есть и опыт «ИКЕА», успех которой, в немалой степени, связан с решением проблем материалоемкости уже на стадии проектирования.

В данной статье мы не будем описывать чудное многообразие современных специальных мебельных машин и деревообрабатывающего инструмента, т.к. многие из них читатель сможет увидеть к моменту выхода журнала в сентябре с.г. на выставке «Лесдревмаш - 2000» в Москве. Отметим лишь, что естественное стремление мебельщиков к уходу от прямолинейности и плоскостности элементов, свойственных плитным материалам, вызывает усложнение технологи и серьезное увеличение стоимости средств обработки и механизации производства.

Кроме того, жесткая конкуренция на рынке плитной мебели подхлестывает процесс, вовлекая в него все большие ресурсы в образование внешней привлекательности продукции. Поэтому и растет так быстро предложение облицовочных материалов, кромочных материалов и фурнитуры и ситуация с производством плитной мебели начинает напоминать чем то известный «суп из топора».

Таким образом, возникает вопрос: « В какой степени мы должны следовать принятой европейской модели?» Следует ли нам в России и сейчас продолжать идти путем, начертанным в эпоху прошлых пятилеток, когда использование натуральной древесины в мебели считалось едва ли ни государственным преступлением?

Вопрос не нов и дискутируется едва ли не с самого начала массового производства и применения ДСП. Однако, ситуация значительно изменилась в последнее время, так как государство перестало осуществлять в промышленности инновационный и инвестиционный процессы и заботы эти легли на плечи предпринимателей. Не нужно забывать так же, что новая генерация российских мебельщиков возникла на сырьевой базе прежней промышленности, частично утратившей прежние мощности и нуждающейся в серьезном техническом перевооружении, и уже сейчас сталкивающейся с определенными проблемами в области материального обеспечения.

Мебель - отнюдь не исключительный предмет материального производства и должна бы подчиняться общим законам развития производства. Нужно сказать, что понятие « мирового уровня», которое, к сожалению, уже проникло в русский язык и закрепилось в обыденном сознании и, понимаемое слишком буквально, отнюдь не всегда приносит пользу.

Мебель все же предмет обихода, а обиходы у разных народов в существенной степени разнятся, не смотря на общую интернационализацию жизни. Нужно помнить так же об экономической географии, которая вполне определенно утверждает, что мы живем в стране пока еще довольно богатой лесными и другими природными ресурсами. Естественными и определяющими принципами любого базового производства являютс я – доступность материала и простота, то есть экономическая возможность его обработки.

К сожалению, ограниченное пространство статьи не дает возможности привести интереснейшие примеры развития взаимосвязей техники, технологии, материалов с объектами архитектуры. Не менее интересны примеры нарушения этих взаимосвязей, поэтому интересующихся отсылаю, например, к уникальной книге профессора А.И. Некрасова «Теория архитектуры» или др. учебным пособиям.

Поэтому, мне как-то ближе идея того, что дальнейшее развитие мебели в России, связано с расширением ее производства из древесины, фанеры, пластмасс, стали и алюминия и стекла, т.е. тех конструкционных материалов, которыми мы богаты и технологиями, обработки которых российская промышленность в целом владеет, а потребные капиталовложения относительно невелики. Немаловажно так же, что подобное производство может возникать везде, где есть хотя бы минимальные условия, сырье, деньги и рабочая сила, и, разумеется, мыслящие предприниматели, хотя и плитные производства нужно всяческими способами развивать и поддерживать. И убеждение мое зиждется не на теоретических рассуждениях, а на опыте относительно молодых российских производителей таких, например, как «Формекс», « Северсталь» и др. Примеров пока немного, но они не единичны.

Здесь я хотел бы сделать маленькое, но очень важное примечание. Как ни странно, но мебель, в части формообразования, совершенно не консервативна, и сохраняя прежние или приобретая новые функции, может принимать в умелых руках весьма разнообразные формы и находить самое благоприятное восприятие широкой публики, обеспечивая серьезный коммерческий успех.

История мебельного производства собственно и состоит из таких примеров. Необходимо только чуть-чуть отодвинуть в сторонку стереотипы и преодолеть присущую всем нам аберрацию привычного. Я имею в виду результаты выставки «Евроэкспомебель-2000», где при общем существенном росте уровня ассортимента, проявилось и значительное его однообразие.

Однако, если с производством металлической, пластмассовой и стеклянной мебели многое ясно, и миланская выставка продемонстрировала широкий ассортимент материалов, технологий и комплектующих для этого, то с производством деревянной корпусной мебели, напротив, полной ясности у меня не возникло.

Чем интересно производство деревянной мебели? Преимущества известны: привлекательность натурального дерева, меньшая единичная капиталлоемкость производства, снижение удельного веса комплектующих и др. привлекаемых материалов, долговечность, экологичность, легкость формообразования и не, в последнюю очередь, существенное снижение массы изделий, в силу высокой удельной прочности дерева, т.е. факторов прямо влияющих на снижение относительной и абсолютной цены. Кроме того, для многих психологически приятнее участвовать в производстве именно такой мебели, а мотивация к труду, как известно, – весьма действенный, если не главный, экономический и производственный фактор.

Как показывает выставка, современная западная технология многое предлагает мебельщикам в области деревообработки. Прогресс очевиден, но эволюция техники обработки дерева имеет вполне линейный характер и мало изменяет суть технологии. Да и судя по представительности этих видов техники на международных выставках, отнюдь не мебельное направление является главным бизнесом европейских машиностроителей, а ее развитие, исключая, может быть, специфическое стульевое производство, происходит благодаря развитию машиностроения в целом и потребностям стройиндустрии и др. отраслей.

Процесс концентрации капиталов в машиностроении приводит при этом к широкой унификации узлов и элементов машин, а так же к выпуску машин общего назначения, которым все равно, что пилить, строгать или сверлить: древесину, плиты, легкие металлы и пластмассы, не вглядываясь в тонкости мебельного производства. Иногда при этом возникает даже некоторое ощущение несоразмерности массы и стоимости машин, с размерами и стоимостью обрабатываемых деталей.
Думаю так же, технология производства корпусной мебели из древесины, вряд ли должна сводиться только к ее изготовлению из клееного щита, т.е. фактического подобия стружечной плиты, в котором так ярко проявляется организующее немецкое начало и закрепляются стереотипы форм, характерные для мебели из плит.

По своей природной сути, физическим и иным свойствам и красоте древесина вряд ли этого заслуживает исключительно этого метода обработки. Кроме того, функционально плоскостность присуща, в основном, верхним рабочим поверхностям и некоторым другим, связанным с хранением книг и т.п. предметов. Остальные же отнюдь не связаны этим требованием.
И все же, главным противоречием в производстве мебели из натуральной древесины была и остается проблема деления древесины, возникшая одновременно с переходом деревообработки к машинному производству и несовершенная тем, что большая часть обрабатываемой древесины уходит в стружку, опилки и обрезки. И чем меньше сечения древесных пластин и брусков, тем больше отходы.

Серьезным сдвигом в рациональном использовании древесины стало производство выклейных деталей из шпона, которые гораздо ближе к дереву, чем к плите. Миланская выставка, как и прошедший “Interzum” показала самый серьезный и заслуженный интерес мебельщиков к развитию этой технологии и большие ее достижения, но уже не только на севере Европы, как было раньше, а уже и в центре и на юге.
Превосходное решение, широко распространившееся в производстве окон и предлагаемое - использование многошпиндельных строгальных станков с продольными пильными головками, обеспечивающие выборку четверти без потери бруска, не совсем эффективно в мебельном производстве в виду малости используемых сечений.

Мое внимание на выставке привлекли два многопильных станка рамного типа австрийской фирмы «Wintersteiger» мод. DSG 150 и DSG 200, обеспечивающих прецизионный и чистовой распил брусьев и досок на ламели и бруски любой толщины, не требующие последующей строжки основные параметры одной из которых приведены ниже.

Модель
DSG150 ЕСО
DSG150/250
DSG150/130
Назначение
универсал
для толстых заготовок
карандашный
Главный привод, квт
11
11
11
Скорость подачи, метров\мин
0,3 - 1,5
0.2 - 1,2
0.3 - 1,5
Ход рамы, мм
210
210
210
Число ходов рамы в минуту
450
400
450
Толщина заготовки, мм
30...200
80...250
60...80
Отклонение высоты блока, мм
+ \ -0.5
+ \ -0.5 + \ -0.5
Ширина заготовки при боковой направляющей, мм
60 ... 150
40 ... 120
60 ... 160
Ширина заготовок при центральной направляющей, мм
2х30 - 70
2х25 - 50
2х25-50
Ширина заготовок при канальном пилении, мм
2 ... 5х20 - 65
2 ... 4х20 - 50
2 ... 4х20 - 50
Минимальная длина заготовки, мм
300
500
185
Толщина ламели мм (зависит от высоты пропила)
1,5
больше 3
больше 2
Точность реза, до 120 мм
свыше 120 мм
+ \ - 0,1
0.2
+ \ - 0,1
0,2
+ \ - 0,1
0,2
Толщина пропила (зависит от размера), мм
1,25 \ 1,4
1,5
1.5
Количество пил
30
16
30
Стойкость стеллитовой пилы, часов
60
60
60
Масса станка (прибл.) кг
2000
2000
2000

Модель DSG 200, в принципе, аналогична вышеуказанным, но обладает большей мощностью (27 квт). В комплект входит заточной станок для пил, а для подготовки заготовок рекомендуется использовать строгальный станок “Rotoles” словенской фирмы “Ledinek”

Важной особенностью получаемых ламелей является их готовность к склеиванию без дополнительной обработки, что открывает широкие возможности для конструирования и формообразования изделий, особенно учитывая серьезный прогресс клеевых материалов, очень широко представленных на выставке.
Эти пильные станки, создавались, в принципе. не для производства мебели, однако, в них заложено столь бережное отношение к древесине, какое я встречал, пожалуй, лишь у мастеров- краснодеревщиков старого поколения. Напротив, большинство современных технологий демонстрируют пока всесокрушающую мощь современной цивилизации. А, между прочим, до самого недавнего времени, у всех без исключения, российских народов, сохранялось культовое почитание леса и дерева. Задумайтесь хотя бы, что означают изначально столь привычные для нас слова «здравствуйте или привет»?

Вообще, как ни странно, ключи к решению самых сложных проблем находится чаще всего не в области техники или экономики, а в сферах морали и нравственности. Так же, на фоне происходящих потрясений на нефтяном рынке, вполне можно ждать адекватного роста мировых цен и на древесину.

Продолжая тему обработки древесины нельзя не упомянуть серию из 10 оригинальных малогабаритныхмногоцелевых копировальных ленточнопильных станков итальянской фирмы “ Dario F. LLI s.n.c.”, мощностью 1-2 квт, способных в некоторых случаях поспорить с самыми мощными обрабатывающими центрами с ЧПУ.  Эти станки подкупают, прежде всего, изяществом идеи и находчивостью конструктора, за которыми, как кажется, сокрыта и большая работа по их реализации.

Необычна так же разработанная датской фирмой “Compwood Machines Ltd” технология пластификации массивной древесины , обеспечивающей гнутье деталей с минимальными радиусами в сколь угодно сложные формы, см рис. Эта технология свидетельствует и о том, как мало мы, в сущности, еще знаем о свойствах древесины, и о заброшенности фундаментального научного задела работ отечественных ученых -древесиноведов, выполненных в 30-40 годы.
Прекрасное впечатление в целом оставила экспозиция фирмы «Quick Wood » показавшая в Милане широкий ассортимент станков, приспособлений и инструментов для шлифовки фасонных деталей мебели.

Что лучше, натуральный шпон или синтетические пленки? В состязании облицовочных материалов трудно выделить лидера, настолько быстро идет прогресс. И в натуральных и в синтетических облицовках быстро расширяется ассортимент, улучшается качество и экономичность. Так в ответ на развитие рулонных синтетических облицовок появляется широкое предложение рулонного шпона и даже с отделанной поверхностью. Не менее интересна для мебельщиков возможность приобретения и готовых рубашек, в том числе декорированных, например интарсией. А одна из фирм вообще предлагает рулонный инкрустированный кромочный материал машинного производства и для машинного применения. Поиск новых решений идет и в смежных областях, как пример - пленки фирмы на бумажной основе, дублированные алюминием со структурированной поверхностью. Так что на следующей выставке может быть следует ожидать и металлизированный шпон? Что же, золоченое дерево уже было в истории и не один раз.

В лакокрасочных материалах предпочтение отдается экологически чистым , в первую очередь водоразбавляемым материалам. Предлагаются ЛКМ с новыми свойствами, в т.ч. с повышенной абразивной и огневой устойчивостью
Невозможно описать ассортимент предлагаемых клеевых материалов, но весьма интересными показались, например, клеи, в том числе на водной основе и наносимые распылением, а так же простые распылительные системы итальянской фирмы “Durabond”, которые наверняка будут востребованы отечественными изготовителями мебели. Действительно, широко распространенное нанесение клея кистью уже кажется архаизмом. Уникальными свойствами обладают современные полиуретановые клеевые материалы, например типа ПУР501 с эффектом вспенивания, т.е. увеличения объема, и т.п. фирмы «Kleiberit Adhesives Klebhemie M.G. Becker GMbh & Co “. Не менее привлекательны для мебельщиков разнообразные клеи- расплавы и пистолеты для их нанесения.

Детали мебели.
Наряду с экспозициями традиционных базовых производств на выставке были представлены фирмы, специализирующиеся на изготовлении разнообразных деталей и элементов мебели, фасадов, профильного погонажа, точеных деталей, деталей стульев и кресел из древесины или клееных из шпона изделий, деревянных ящиков и т.п. продукции, требующей владения специфическими технологиями.

Фурнитура лицевая и опорная
. Исключительно специализированное программное (исчерпывающее) производство из всех видов материалов под все стили мебели. Наряду с классическими моделями и материалами, использование самых современных материалов, технологий и средств декорирования.

Фурнитура крепежная и соединительная
. Расширение функций, совершенствование конструкций в сторону повышения удобства монтажа и надежности соединений, см. например рис. Однако, важной новой важной тенденцией является стремление производителей придать этой продукции современную эстетику на основе столь же серьезных дизайнерских проработок, как и в лицевой фурнитуре и мебели, см. рис.

Оборудование технологическое
. Как было указано выше, эта тема, вероятно, будет широко раскрыта на выставке «Лесдревмаш».

Львиную долю миланской экспозиции занимали крупные стенды известных западных машиностроительных компаний, демонстрирующих во всем великолепии последние достижения для нашей отрасли. Мы не будем перечислять и названий, т.к. многие и так "на слуху", а, кроме того, все участники приведены в систематических каталогах обеих выставок.Только несколько тезисов: продолжается расширение гаммы станков для всех видов обработки, повышение функциональных качеств (скорости, производительности, эргономичности, эстетических и т.д.), расширение и совмещение функций, снижение шума, компьютеризация, унификация узлов и деталей, существенное увеличение доли алюминиевых профилей.

Алюминиевые профили
, кажется, вообще должны привлечь пристальное внимание инженерных служб мебельных предприятий, как удобное средство обустройства рабочих мест, создания универсальных и специальных приспособлений, включая и нетипового оборудования.

Приспособления
. Производство не сводится только к станкам и линиям. Западные технологические процессы организуются с учетом большой номенклатуры разнообразных приспособлений для оснащения рабочих мест, выпускаемых специализированными предприятиями, подобно предприятиям по выпуску оргоснастки отечественных машиностроительных отраслей. Традиционно в нашей мебельной промышленности все эти приспособления производятся , как правило, силами самих предприятий, и, к сожалению, в виду ограниченных их возможностей, не всегда эстетично, качественно и безопасно. На меня в этот раз прекрасное впечатление произвела продукция фирмы “Aigner” предлагающая широкую гамму приспособлений для дооборудования обычных деревообрабатывающих станков, обеспечивающих существенное расширение их функций и безопасное выполнение работ. Показать их , к сожалению, на этих страницах просто невозможно, как впрочем, и многую другую информацию, привезенную с выставки и подшитую в папки для будущего анализа и работы с предприятиями.

Сервис
. Интересным разделом выставки, характерным для развития западной промышленности, были экспозиции компаний, специализирующихся на поддержке предпринимательства и сервисных услугах. Наряду, с исследовательскими, проектными, консультационными организациями были представлены и фирмы, обеспечивающие системные и комплектные поставки материалов, комплектующих и деталей от разных производителей, вплоть до полного обеспечения мебельного производства различных видов мебели, создаваемого хоть на пустом месте.

В заключение хочу отметить, что о такой палитре материалов и способов производства, какая была раскрыта вниманию специалистов на выставке, до недавнего времени мы не могли и мечтать, и далеко не все для освоения в российских условиях требует серьезных капиталовложений.

В целом, миланский смотр оставляет прекрасное впечатление и заслуживает самого серьезного внимательного отношения со стороны российских специалистов, а все увиденное внушает вполне определенный оптимизм относительно будущего развития отечественного мебельного и смежных производств, включая и создание собственных стилей, коли будут на то экономические и социальные условия.

автор А.В. Абушенко

16/03/2000

мебельный рынок
дизайн и конструирование мебели
выставки по мебели и деревообработкеые выставки мебельная промышленность за рубежом
Технологии мебельного производства
Оборудование для мебельного производства Материалы и комплектующие изделия для мебельного производства Древесно-полимерные композиты Информационные ресурсы мебельной промышленности

сетевая академия мебели e-mail:aabu@yandex.ru
  хл