Сетевая Академия Мебели - главная страница e-mail:aabu@yandex.ru    

Другого пути нет 

А.Г.Митюков, генеральный директор ЗАО "Центромебель"

17 апреля 2003 г. в Москве на ЗАО "Завод металлической и медицинской мебели" прошел очередной Совет директоров ЗАО "Центромебель". Ниже публикуется доклад генерального директора ЗАО "Центромебель" Алексея Григорьевича Митюкова на заседании Совета директоров.


В Центральном федеральном округе в 2002 г. произведено и реализовано мебели на сумму 13,6 млрд.руб. или 51% от общероссийского производства мебели, прирост составил 27,8% в действующих ценах. Предприятия нашего объединения изготовили мебели на сумму 9 млрд. 60 тыс. руб. с приростом выпуска на 4,5%. Предприятиями ЗАО "Центромебель" в 2002 г. произведено товарной продукции на 10 млрд. руб. (или +8,4%). Достигнут рост выпуска ДСП на 2,8%, ДВП - на 4,9%, пиломатериалов - на 20%, фанеры клееной - на 31%, ламинированных плит - на 10%, спичек - на 101,3%. Затраты на один рубль товарной продукции составили 95,3 коп. вместо 89,2 коп. в 2001 г. Среднемесячная зарплата увеличилась на 7,3% и составила 4 тыс. руб. (средняя зарплата по Центральному федеральному округу - 6134,1 руб.).

Наилучших темпов роста в 2002 году достигло ЗАО «Электрогорскмебель»: 25,5%. Это предприятие планомерно обновляет ассортимент продукции, постоянно модифицирует рецептуры пропиточных и клеящих смол для плитного производства, систематически обновляет технологический парк: только в 2002 г. смонтировано и внедрено 10 видов нового специализированного оборудования. Объединение «Костромамебель» увеличило выпуск на 40% за счет обновления ассортимента и внедрения новых отделочных материалов и средств малой механизации. Это предприятие в течение последних лет устойчиво лидирует по темпам прироста выпуска мебели.

В феврале т.г. я посетил ЗАО «Орелмебель», «Белгородмебель», «Туламебель», «Мценскую мебельную фабрику». Они оснащены в основном отечественным оборудованием и работают по замкнутому циклу производства. Предприятия сохранили и усовершенствовали ранее полученную активную часть основных производственных фондов. Разработали новые, повышенной комфортности конструкции мебели. Для постановки на производство этой мебели осуществили точечные дополнения действующих технологических процессов новыми операциями по объемному фрезерованию фасадных элементов, декоративной их облицовки и высококачественной отделки с внедрением новейшего специализированного оборудования. Первопроходцем в этой группе предприятий по праву является ЗАО «Орелмебель», продукция которого успешно реализуется в Москве и других регионах.
Точечное совершенствование действующих технологий с внедрением отдельных специализированных станков продолжают осуществлять позитивно работающие объединения: ЗАО "Москва", «Москомплектмебель», «Кузьминки», "Дороховская МФ", Компания «Шатура», «Вышневолоцкий МДОК», «Западнодвинский ДОК», «Дятьково-ДОЗ», "Интерьер", "Марма" и другие.

В истекшем году предприятия объединения снизили долю производства мебели в Центральном федеральном округе с 81% до 70%, поскольку малый и средний бизнес развивается в округе более активно. Он хорошо воспользовался высокими темпами прироста ламинированных ДСП, увеличением выпуска качественной и более дешевой отечественной фурнитуры, возросшим сервисом и стабильностью цен при обеспечении его текстильными и импортными клеевыми, облицовочными и отделочными материалами непосредственно со складов фирм - поставщиков материалов в местах размещения малых предприятий. Идет активное становление новых изготовителей мебели с минимальными издержками на производстве и, самое главное, с минимумом затрат на маркетинг при реализации мягкой и корпусной мебели сравнительно хорошего качества.

При стабилизации производства и реализации отечественной мебели импорт ее из дальнего зарубежья увеличился на $110,3 млн. или на 134,6%. В настоящее время на рынке Москвы и Московской области доля продаж импортной мебели превысила 60-процентный барьер и продолжает расти. Такой процент превышает пороговую величину промышленной безопасности, импорт служит не дополнением к внутреннему производству, а подавляет его, приводит к сужению воспроизводства и потенциально ведет к закрытию предприятий или, в лучшем случае, к спаду производства. Ключевое влияние на федеральные органы власти по изменению ввозных таможенных пошлин в евро за килограмм мебели продолжает оказывать фирма «ИкеА», поскольку по ее предложениям в 1996 г. была введена и затем четырежды корректировалась пошлина в евро за килограмм мебели. Создается впечатление, что федеральная власть не способна устоять против диктата фирмы «ИкеА» в таможенной политике России. Оздоровить рыночную ситуацию может только исключение из товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности специфических составляющих в евро за килограмм мебели, поскольку нет объективных методик их расчетов, и в мире никто и никогда не устанавливал ввозные пошлины за килограмм мебели. В подобной позиции просматривается выход из экономического тупика.

В 2002 г. выпуск ДСП, в том числе ламинированных, в РФ продолжал опережать физический прирост производства мебели. Всего изготовлено ДСП в количестве 2731 тыс. куб.м - 107,3% или на 220 тыс. куб.м больше уровня прошлого периода. Наибольший прирост выпуска ДСП достигнут на ЗАО «Экспериментальный завод ДСП» (Сергиев Посад), "Вышневолоцкий МДОК".

В стране сохранились и действуют 33 завода ДСП, в том числе 14 заводов на отечественном оборудовании, 10 заводов - на финском, 8 заводов - на немецком. Производственные мощности заводов используются на 70%. Резерв мощностей исчисляется в количестве 800 тыс. усл. куб.м ДСП в год. Однако в Центральном федеральном округе временно ощущается территориальный дефицит необлицованных ДСП. Для его преодоления наращивают выпуск плит заводы ДСП на импортном оборудовании в Сергиев Посаде и Сходне. Улучшается качество и растут объемы производства ДСП в п. Игоревка Смоленской области. У этого предприятия появился новый собственник - Сергиевпосадский завод ДСП. Поэтому модернизация оборудования, освоение мощностей и повышение качества плит резко ускоряются. Набирает темпы выпуска новый завод ДСП Компании «Шатура», которая приобрела комплект оборудования фирмы "3импелькамп" стоимостью свыше $20 млн. Просматриваются положительные сдвиги в освоении и модернизации оборудования по производству однородных ДСП в ЗАО "Плитспичпром". По имеющейся информации во II квартале с.г. войдет в действие принадлежащий швейцарской фирме «Кронастар» завод ДСП мощностью 150 тыс. м в год в г. Шарья Костромской области. Таким образом, вместо ввозного ЦФО переходит в число избыточных регионов по выпуску ДСП и становится вывозным.
С каждым годом возрастают требования к качеству ДСП, особенно структуре и ровности поверхности. Бытует мнение, что высококачественные плиты можно получить только на вновь построенных заводах, а действующие следует закрыть. С таким мнением нельзя согласиться. Сегодня имеются эффективные технико-коммерческие предложения, позволяющие путем внедрения новейших частичных изменений технологий за счет точечной модернизации действующего оборудования заводов ДСП, в том числе отечественных, обеспечить выпуск высококачественных ДСП. Причем точечную модернизацию оборудования требуется осуществлять постоянно, т.е. до конца эксплуатации заводов ДСП независимо от сроков их ввода в действие. Цель таких постоянных технических работ известна любому специалисту, связанному с работой плитной промышленности. Это первоначальное получение в требуемых количествах стружки с заданными геометрическими размерами по толщине (0,15-0,4 мм), увеличение мощностей по ее сортировке, изготовление дополнительного количества микростружки для наружных слоев ДСП, равномерное структурное формирование ковра. Такая модернизация обеспечивает сохранение высококачественной микроструктурной поверхности плит после шлифования и при наличии разнотолщинности и сравнительно высоких припусках на обработку. При этом точечная модернизация оборудования должна сопровождаться модификацией связующих с целью сокращения содержания свободного формальдегида в готовых плитах.

В истекшем году введены мощности в объеме 8 млн. кв.м по ламинированию ДСП в ОАО «Вышневолоцкий МДОК» и ЗАО Сергиевпосадский «Экспериментальный завод ДСП». Практически освоены ранее введенные мощности в объеме 6 млн. кв.м плит в Компании «Шатура». Потребности мебельщиков объединения в ламинированных плитах по количеству удовлетворяются полностью. Их также достаточно и для предприятий малого бизнеса. Однако ассортимент текстур древесины очень ограничен, выбор мал. Исключение составляет завод ДСП в Сергиев Посаде, где применяются пленочные материалы для ламинирования ДСП в более широком ассортименте. Пример достойный распространения.

Из сказанного выше следует, что конъюнктура с обеспечением ДСП мебельной промышленности в ближайшие годы складывается позитивно. Однако, она может быть разрушена при снижении ввозных таможенных пошлин на ДСП. Первыми уйдут с российского рынка фирмы, строящие заводы ДСП в России, так как станет более выгодно завозить ДСП из дальнего зарубежья, чем производить их в России.

Определенная напряженность сложилась с обеспечением мебельной промышленности волокнистыми плитами средней плотности (МДФ). Сегодня тарифно-таможенная политика делает экономически выгодным завозить такие плиты из дальнего зарубежья, чем строить заводы для их производства в местах потребления в России. Только этим можно объяснить незаинтересованность инофирм строить заводы МДФ в нашей стране. Однако положение не безнадежное. Уже в этом году вступает в строй завод МДФ мощностью 60 тыс. кубометров в год в Жешарте (Республика Коми) и затем в Приозерске - завод мощностью 100 тыс. кубометров. Завезено демонтированное в Израиле оборудование по производству МДФ в г. Егорьевск австрийской фирмой «Кроношпан» мощностью 200 тыс. кубометров.

В странах ЕС в настоящее время наблюдается перепроизводство ДСП из-за сокращения выпуска мебели. Остановлены целые заводы, оборудование которых продается по бросовым ценам. Кризис перепроизводства ДСП создал новую форму экономических взаимоотношений, связанных со сменой собственников. Так, фирмы Германии с целью исключения социальной напряженности и сохранения рабочих мест, предлагают продажу заводов на корню с последующей эксплуатацией их в Германии и правом 100-процентной реализации готовой продукции как в Германии, так и за ее пределами. При этом для выкупа заводов ДСП разработана система финансирования - предоставление кредита под 3-4% годовых, а в качестве залога берется имущество приобретаемого предприятия.

Все большее значение и популярность для продвижения мебели на рынке приобретает торговая марка предприятия или брэнд. Крупные производители мебели (франчайзеры), обладающие известной торговой маркой и свободными оборотными средствами, заключают соглашения с торговыми точками (франчайзи) на реализацию всего своего торгового ассортимента мебели. При этом в таких магазинах должна реализоваться мебель только франчайзера, который несет солидарную ответственность за качество и своевременную поставку мебели, сервис для клиентов, дизайн торговой точки, частично ее безопасность и компенсацию расходов на местную рекламу и сувенирную продукцию. По такому пути развивает реализацию мебели Компания «Шатура». Однако это направление доступно крупным предприятиям, имеющим свободные оборотные средства и известную торговую марку. Средним, а тем более малым предприятиям из-за отсутствия финансов эта форма торговли не подходит. Таким объединениям приходится довольствоваться развитием фирменной торговли мебелью для поддержания доступных для клиентов уровней розничных цен на реализуемую продукцию. Вызывает профессиональное любопытство решение фирмы «ИкеА» специализировать новый комплекс площадью 125 тыс. кв.м на пересечении Калужского шоссе и МКАД - сдать его в аренду крупнейшим производителям мира для продажи продовольственных товаров, бытовой техники, одежды, обуви, спортивных товаров, товаров для детей. По существу фирма принципиально изменила свою идеологию в России - вместо строительства четырех комплексов для продаж мебели уже второй комплекс сдает в аренду. При этом умалчивает о своих ранее взятых обязательствах о продаже в таких комплексах более 60% мебели, произведенной в России. Значит ли это, что российский мебельный рынок уже завоеван фирмой, или это далеко идущее новое направление завоевания российских рынков по другим товарам?

Нельзя не остановиться на событиях по переделу собственности, поскольку особо крупных размеров достигла коррупция при скупке акций московских предприятий. В городе на этом рынке открыто действует порядка 100 фирм. Уже скуплены акции 50-ти крупных предприятий, в том числе фабрики им.Петра Алексеева, ЗАО «Детская мебель». Без работы осталось более 10 тысяч человек. Подобная участь ждет «Московский ткацко-отделочный комбинат» и другие. На рынке сложилась парадоксальная ситуация. Земля в городе стоит дороже, чем сами фабрики с их оборудованием. Новые хозяева пускают предприятия под снос, а землю застраивают элитным жильем и богатыми офисами. По словам одного из чиновников Правительства Москвы, "поражает удивительная осведомленность «покупателей». Интересно, что скупка предприятий начинается практически после проверок, которые устраивают налоговики и другие проверяющие. Вполне возможно, что это не просто совпадение. Самое неприятное, что действия компании скупщиков вполне законны".

После принятия Правительством России в ноябре прошлого года концепции развития лесной промышленности видимых позитивных сдвигов в экономической политике в мебельной и плитной отраслях не наблюдается. Федеральные органы власти продолжают сохранять высокие налоговые платежи: налог на прибыль, НДС, ЕСН, аренда или налоги на землю, налог с продаж и другие. В общей сложности законопослушные предприятия платят налоги в объеме 50-55% от стоимости продукции. Правительственный финансовый блок установил для себя нормативный ориентир снижения налоговой нагрузки - один процент от валового внутреннего продукта, который должен сохраняться на ближайшую перспективу. При этом сокращение ЕСН, НДС, налога с продаж Правительство готово ввести с 2004 г., но компенсировать это снижение за счет увеличения налога на имущество юридических лиц. При этом имущественный налог будет начисляться на здания, сооружения и оборудование, которые являются активными средствами производства и приносят прибыль. Как видите, для законопослушных предприятий налоговый пресс может быть увеличен, поскольку налоговую нагрузку в объеме одного процента должна нивелировать промышленность.

К грядущему повышению налога на имущество нужно готовиться уже сегодня. Прежде всего, объективно подойти к оценке основных фондов по разумной рыночной стоимости, освобождению от налогов законсервированных или не участвующих в получении прибыли объектов. Проанализировать структуру ассортимента клеевых, пленочных, отделочных материалов, фурнитуры и комплектующих, традиционно закупаемых мебельщиками в Европе, так как большинство их наименований уже давно нельзя относить к эффективным. Осуществлять их закупку в восточных странах с бурно растущей мебельной промышленностью и не требующей глобальной механизации и автоматизации производства для эффективного применения новых, по-настоящему эффективных материалов.
Правительство РФ всячески поддерживает импортеров мебели. За последние 4 года оно четырежды снижало ввозные таможенные пошлины на мебель в евро за один кг, из-за чего в три раза уменьшились суммы, начисляемые в бюджет государства. Такое лоббирование позволило импортерам мебели уменьшить торговые издержки почти на 60%. При избыточной доходности импортеры повсеместно развивают собственную торгово-проводящую сеть; поставляют мебель для продажи без предоплаты; заполнили улицы городов и поселков, радио и телевидение дорогостоящей рекламой на импортную мебель; имеют финансовые ресурсы для снижения розничных цен на мебель и ее реализацию в рассрочку. Однако Департамент тарифного регулирования Минэкономразвития РФ больше склонен поддерживать позицию фирмы «ИкеА» по дальнейшему снижению ввозных таможенных пошлин на мебель в евро за кг. Чтобы не обидеть фирму «ИкеА», Департамент неоднократно снимал с обсуждения на Комиссии по защитным мерам вопрос по их повышению. Сегодня трудно сказать, интересы каких мебельщиков защищает Правительство: российских или из дальнего зарубежья.
Развитие Лесного комплекса России, как и совершенствование производственной сферы мебельной и плитной промышленности, во многом зависит от привлечения крупных инвестиций. В нашем круге предприятий капитальные вложения производятся за счет собственных источников финансирования. Исключение составляют Компания «Шатура», взявшая крупный кредит под строительство завода ДСП, «Московский зеркальный комбинат» и некоторые предприятия, оформляющие краткосрочные кредиты для пополнения оборотных фондов. Причины: высокие проценты за кредиты (18% и более), неприемлемые условия залога, низкая рентабельность производства и мизерная прибыль, исключающие возврат кредита и оплату процентов за него из прибыли. Однако вице-премьер Алексей Кудрин формулирует проблему по-другому: «Сегодня банки не знают, куда вложить средства, не могут найти гарантированных проектов на территории России. Инфраструктура не готова - ни финансовая, ни административная. Чтобы получить разрешение на строительство, нужны полтора-два года, сотни подписей, разрешений. Вот что мешает сегодня внедрению инвестиций. Когда мы говорим, что нужны инвестиции, мы имеем в виду, что нужны и хорошие проекты, иначе капиталовложения зависают».

Конечно, хорошие проекты бесспорно нужно иметь, но их наличие не исключают финансовых барьеров для получения долгосрочных российских кредитов под 3-4% годовых. По всей вероятности, это хорошо знают крупные российские компании. Например, РАО «Газпром» в прошлом году оформил кредиты в иностранных банках на $1 млрд., доля кредитов российских банков у него составила 10%. НК «Лукойл» оформил кредиты на долгосрочные проекты на $5 млрд., ГМК «Норильский никель» на $350 млн., АО «Русский алюминий» - $1,2 млрд., НК «Сибнефть» - $1,5 млрд. По существу финансовые олигархи берут иностранные кредиты под 3-4%, а собственные рублевые средства прокручивают под высокие проценты в собственных коммерческих банках. Сложилась система кредитования, по которой богатые богатеют, а бедные продолжают беднеть. Поэтому без коренного преобразования банковского сектора с целью инвестирования российской промышленности никак не обойтись.

Итоги работы Лесного комплекса России за два месяца т.г. показывают, что индекс производства лесобумажной продукции снижается и составил 102,0% вместо 102,7% в 2001 г. Уменьшился выпуск пиломатериалов, ДВП, оконных и дверных блоков, мебели. Наблюдается рост выпуска ДСП, фанеры и ряда позиций целлюлозно-бумажной промышленности. В то же время импорт мебели за 2 месяца увеличился на 45%.
Какие бы ни были экономические осложнения, они не должны погубить нашу мебельную и плитную промышленность. Нам требуется поименно и сообща создать собственный экономический микроклимат выживания и, прежде всего, мудро работать с человеческим капиталом. У нас стареют основные фонды, износ составляет на отдельных предприятиях от 50% до 60%. Надо умело их поддерживать. Нужно готовить новые кадры молодых рабочих, инженеров и техников, управленцев и менеджеров. Очень важную в этом направлении работу проводит объединение «Электрогорскмебель», которое затратило более миллиона рублей на оснащение оборудованием, мебелью, всевозможными учебными пособиями Производственно-технического училища. Продолжает совершенствоваться в центре России многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров для деревообрабатывающей и мебельной промышленности.

В МГУЛ сдан в эксплуатацию центр для подготовки и переподготовки рабочих кадров, специалистов среднего и высшего звена управления. В помещении площадью 6,5 тыс. кв.м расположились учебные лаборатории, оснащенные современным позиционным специализированным оборудованием и деревообрабатывающими центрами. Центр готовит рабочих-станочников, станочников-программистов, специалистов-заточников и рабочих других профессий на коммерческой основе. Сроки обучения от 2-х недель до 3-х месяцев. Количество обучающихся в группе до 8 человек. Центр, с участием ведущих кафедр Университета, принимает заказы на переподготовку специалистов с высшим образованием. Нам следует использовать эту новую нишу по подготовке специалистов предприятий.

Рыночные условия подсказывают нам, что выживают и развиваются те предприятия, в центре внимания которых находится человек. Поэтому будем оптимистами в поисках дополнительных решений для выживания и развития наших объединений. Другого пути у нас нет.

А.Г. Митюков

Опубликовано в журнале Мебельный Мир.  Номер   2 - 2003 г.
Перепечатка материала допускается  только с разрешения редакции журнала

еще по теме:
Кто занимается исследованиями российского рынка мебели ? Перечень организаций.



Мир деревянных игрушек - электронная  информационная система

Станки и оборудование для производства деревянных игрушек



рынок мебели
дизайн и конструирование мебели
выставки по мебели и деревобработке мебельная промышленность за рубежом
Технологии мебельного и деревообрабатывающего производств
Оборудование для деревообработки и производства мебели Материалы и комплектующие изделия для производства мебели Древесно-полимерные композиционные материалы
Разное

сетевая академия мебели e-mail:aabu@yandex.ru
  хл