сетевая академия мебели e-mail:aabu@yandex.ru технологии   

Пиротипия - технология  художественной маркировки  продукции  методом горячего тиснения

ПиротипияВ рыночных условиях  предприятия  стремятся пропагандировать свои  товарные знаки  и торговые   марки. Как-то около собственного дома я увидел на площадке для мусорных контейнеров несколько коробок из под мебели  с четкой заметной  маркировкой  фирмы "ИКЕА".  Подумалось, что благодаря хорошей упаковке и маркировке фирма продолжает рекламировать себя даже  на помойке. Это пример  правильного подхода к вопросу маркировки и продвижения бренда.

Конечно,  для разных товаров применяются различные  способы нанесения фирменной маркировки на упаковку и сами изделия.  

Не совсем обычный  для мебели  способ  маркирования, т.е. нанесения бренда,  предлагается  американской  фирмой " Brand New TM Custom Branding Irons", которая   специализируется  на изготовлении  штампов и приспособлений для маркировки деревянных и кожаных изделий термическим способом.  В США  много фирм занимается этими вопросами.

Пиротипия
В русском языке этот метод называется пиротипией, от греческих  слов  pyro - огонь,  type - буква, а в английском языке -  branding  или  hot iron branding,  происходящим скорее всего от древнегерманского brond - сжигать.

Таким образом столь популярное в маркетинге слова бренд и брендинг имеют прямое отношение к пиротипии.

Для осуществления пиротипии  разогретый гравированный металлический штамп (тавро)  прижимается  к изделию на короткое время в нужном месте. Понятно, почему он предлагается  американской фирмой - лошади, коровы, ковбои,  джинсы - лейблы и т.д.

Существующее в русском языке выражение "выжечь каленым железом" подразумевает именно пиротипию, т.е. клеймение.

Конечно, маркировка выжиганием  не является   новой технологией.

В деревообработке пиротипия раньше применялась  у нас изредка   для маркировки некоторых деревянных изделий ширпотреба, но  -  она не была художественной.

Достоинством пиротипии  является простота и быстрота исполнения, а также выразительный художественный эффект. 

Процесс может осуществляться вручную или при помощи несложного пресса, включая автоматический пресс. 

Нагрев штампов раньше осуществлялся на огне, но сейчас используют электрический нагрев, как в обычном электрическом паяльнике.

В этом случае поддержание нужной температуры штампа проще всего осуществлять при помощи простейшего тиристорного регулятора мощности.
пиротипия - инструмент



Для  облегчения  процесса пиротипии используют несложные прессы, осуществляющие прижим  штампа к детали, см. левую фотографию.

Ту же операцию можно выполнить при помощи обычного настольного сверлильного станка, как показано на правой фотографии.


Фактически пиротипия представляет собой  вариант пирографии, т.е. художественного выжигания. В производстве кожаных изделий этот процесс часто называют горячим тиснением.


Применение пиротипии для термической маркировки мебели   требует  хорошей художественной проработкой  рисунков  с учетом особенностей  цвета и  фактуры материала (древесины,  кожи, ткани)  и аккуратности.
пресс для пиротипии Пиротипия

Суть процесса пиротипии заключается  в изменении цвета (потемнении) древесины  или другого материала  под действием высокой температуры. Степень изменения цвета древесины  зависит от температуры  штампа, а также силы и времени его прижима.

Более подробно с инструментами и приспособлениями фирмы
  Brand New TM Custom Branding Irons   и примерами  некоторых рисунков можно ознакомиться на ее сайте  по адресу  http://www.brandnew.net

Темы  нескольких характерных   рисунков  пиротипии этой фирмы приведены ниже :

рисунки для пиротипии

Полагаю, что богатый художественный материал по пиротипии можно найти  в сетевых картинках  по темам  брендов, художественных шрифтов, логотипов  и книжных экслибрисов (ex-libris, book-plate) и т.д.

Можно ли использовать  технологию художественной пиротипии в отечественном исполнении?  Конечно, но  необходима  художественная проработка штампов  с учетом характера рисунка,  особенностей применяемой древесины, соразмерности изделия и товарного знака, места нанесения и т.п.  Пиротипия может применяться не только в мебели, но в производстве других деревянных товаров широкого потребления, игрушках и сувенирах.

Маркированное изделие должно выглядеть более элегантно и солидно, чем не маркированное. Непрофессиональное исполнение  такой маркировки может только  испортить впечатление . 

Конечно, описанный выше способ маркировки не является единственным для мебели. Существуют и другие  методы, выбираемые исходя из особенностей продукции, финансовых и производственных возможностей предприятия, изобретательности   дизайнеров  и технологов и т.д.

Сфера применения пиротипии  не ограничиваются одной лишь маркировкой. Она, например, может использоваться вместо или вместе  с пирографией и росписью  для создания крупных  художественных форм, выполнения орнаментов и т.п.

На западе и особенно в Америке  технология пиротипии распространена достаточно широко. Есть информации и в сети. Ключевые слова для дальнейшего поиска : hot-iron branding, wood, iron,  brand, branding, burning  и т.п.

Другие поставщики инструментов для пиротипии:

Nova Tool Co.,  http://www.novatoolco.com
Brandish Branding Irons, http://www.brandish.com
L&H Branding Irons, http://lhbrandingirons.com
Ramm Mfg. Inc, http://www.rammfg.biz
Sloan Brands,  http://www.sloanbrands.com
 
Автор Абушенко А.В.,
июнь 2002 г., обн.  февр 2003 г., доп. февр. 2008 г.


рынок мебели
Дизайн и конструирование мебели
выставки по мебели и деревообработке мебельная промышленность за рубежом
технологии производства мебели
оборудование для производства мебели Материалы и комплектующие изделия для производства мебели Древесно-полимерные композиты стандарты разное

Сетевая академия мебели, А.В. Абушенко e-mail:aabu@yandex.ru
  хл