Сетевая Академия Мебели - на главную страницу e-mail:aabu@yandex.ru технологии деревообработки и производства мебели   

Метод визуального контроля качества деревянных поверхностей

Из экспонатов выставки "Хольц-Хандверк", Нюрнберг, март 2002

Отдельные вещи нашему человеку бывает понять легко, а усвоить трудно. Вспоминается два эпизода.

В начале 90-х,   по приглашению фирмы ИКЕА  делегация  российских мебельщиков посетила  несколько  шведских предприятий, и в т.ч. мало известную тогда в России фабрику строганного шпона "Аксель Буманс". Хозяин предприятия оказал нам самый дружеский прием и показал всю фабрику. При осмотре технологии, очень похожей на ту, что применялись и у нас, бросились в глаза следующие отличия.

Фанерное сырье после выдержки в  бассейне дополнительно обрабатывалось острым паром в небольшом закрытом металлическом ящике, а затем дюжий парень перетащив  бревно на козлы, при помощи снабженного фрезой специального инструмента, представляющего собой нечто среднее между рубанком и болгаркой, тщательно снимал с горячей поверхности бревна слой древесины толщиной в один - полтора сантиметра. 
Только после этого,  заготовка укладывалась на транспортер и отправлялась к фанеро-строгальному  станку.

Далее, в процессе строгания, оператор станка внимательно следил за качеством каждого листа шпона , немедленно останавливая машину  при малейшем намеке на риски, царапины и т.п. и, при выявлении дефектов,  оселком правил нож. Понятно, что эти методы были не для нас.  Наши станки включались утром, а выключались поздно вечером . Ведь "жили мы километрами, а не квадратными метрами".

Другой эпизод. Как то, несколько лет назад я пришел на мебельную выставку в Сокольники в будний день за час до ее открытия. Народу не было никого, и только на стенде одной из известных итальянских фирм шла интенсивная работа. Персонал, во главе с патроном, в течение всего часа дружно натирал  экспонаты полиролью. Эта же история повторилась и в последующие дни. Однако! подумал я, и написал предприятиям соответствующий циркуляр. Некоторые из наших экспонентов  последовали итальянскому примеру, но энтузиазм быстро испарился. И действительно,  ведь недолго  и до дырки протереть, а может быть - это у нас и не совсем в характере. 

Еще сравнительно недавно, некоторые производители считали, что если о мебель нельзя занозить руку, то это уже почти хорошо. А вот наш коллега В.Ю. Галонен,  директор фирмы "Мебельэкспорт" ВАО "Экспортлес", съевший на экспорте советской мебели не одну собаку,  говаривал, что на ощупь - мебель должна быть, как " kinder-popka" . Хорошее словцо - советую запомнить.

Даже сейчас, осматривая выставочные экспозиции некоторых предприятий, часто приходится к сожалению замечать и пыль на экспонатах, и криво выставленные изделия, некомплектную фурнитуру, косо навешенные двери, плохо подобранную текстуру и даже грубые дефекты отделки. Генеральный директор одного из наших крупнейших предприятий меня "успокоил", дескать :" Ты же мебельщик, а покупатель этого не видит". Полагаю, что он плохо думал о своих покупателях.

Лирическое отступление.

Проблема качества поверхностей продукции в широком смысле ( мебель, автомобили, радиотелевезионные приемники, бытовая техника , посуда, здания и сооружения , средства производства, метизы , текстиль, упаковка и вообще все, что связано с товарным видом), в моем представлении, была одной из серьезных  психологических причин крушения СССР.

Она совершенно не осознавалась руководством, как одна из важнейших межотраслевых или государственных проблем. Стремление к красоте есть важнейшее проявление человека с нормальной психикой. И не важно - имеет он художественное образование или нет. Удивительно, что страна давшая миру гениальные образцы художественного творчества так долго прозябала в мире наполненном бесконечным множеством уродливых вещей.

Зато люди мигом отличали импортное  от отечественного; как тогда говорили "фирма". В массовом сознании руководителей всех уровней, многих специалистов и исполнителей сохранялось вполне наплевательское отношения к вопросам эстетики вообще и качеству поверхностей в частности. Считалось, что народу это не нужно.  Народ, в конце концов, решил иначе.

 Думаю, что  и сейчас в  массовом сознании наших  изготовителей  мало что изменилось и покупатель частенько  приобретает импортную продукцию только потому, что она лучше выглядит.


Общий вид



Поэтому наверное, и заинтересовало меня на выставке "Хольц-Хандверк" простенькое приспособление немецкой фирмы
Schanbacher Werk 





Эта фирма  специализируется на некоторых вопросах технологии обработки шпона. Здесь показана картинка из проспекта фирмы, из которой вполне ясна суть предлагаемого способа визуального контроля качества поверхности шпона.

Два или более светильника, установленных на  штативе, создают направленное боковое освещение, позволяющее легко выявить и разглядеть  мельчайшие дефекты поверхности. Фактически, это просто несколько фонарей  похожих на автомобильные фары. К сожалению, в проспекте не содержится технической информации, кроме веса конструкции, которая зависит от числа светильников (прибор с двумя фарами весит 7 кг, а с четырьмя - 12 кг). Каждому ясно, что боковой свет - лучше верхнего, только никто этого не делает.

Мне приглянулся и другой экспонат этой фирмы - малогабаритный вырубной пресс для выполнения гребенного соединения концов кромочного материала из натурального шпона. Такое соединение, как правило, значительно менее заметно в изделии , чем прямой или косой стык, и, возможно,  долговечнее, см. рисунок пресса и схему стаковки шпона.

Общий вид пресса
Схема стыка шпона

Пресс вырубной для шпона


соединение шпона на гребенку
Размеры пресса 50 х 40 х 50 см, вес 20 кг, ширина полоски шпона 35 мм, мах.

В ассортименте этой  фирмы есть много и других  малознакомых нам и интересных машин и приспособлений для обработки шпона, например ручные и пневматические прессы для вырубки гребенного профиля на рубашках и листах шпона шириной 360 и 720 мм, фасонные вырубные штампики для заделки дефектов и т.д, но написать обо всех экспонатах нюрнбергской выставки  невозможно.
 
автор А.В. Абушенко, июнь 2002 г.

Мир деревянных  игрушек - информационная система

рынок мебели
Дизайн и конструирование мебели
Выставки по мебели и деревообработке Зарубежная мебельная промышленность
Технологии мебельного и деревообрабатывающих производств
Оборудование для деревообработки и производства мебели Материалы и комплектующие изделия для мебели Древесно-полимерные композиты
Полезная информация, разное

Сетевая Академия Мебели - на гланую страницу e-mail:aabu@yandex.ru
  хл