Применение шелкографии
в современной мебели
История развития мебели, начиная с глубочайшей
древности, неразрывно связана с историей развития
искусства декорирования. Для украшения мебельных
изделий использовались драгоценные камни, серебро
и золото, бронза, тончайшая резьба, ручная роспись
и многие другие методы декорирования. Среди
них важную роль сыграла и шелкография, ставшая одним из первых
способов тиражирования художественных изображений.
Шелкография. История и
принцип.
Шелкография или иначе, трафаретная
печать, представляет собой способ нанесения
печатных изображений на поверхности различных изделий с
целью создания разнообразных художественных эффектов,
при котором краска продавливается ракелемпечатающие
элементы печатной формы (трафарета) из тонкой
прочной сетки на запечатываемый материал,
а закрытые пробельные элементы печатной формы не
дают краске проникнуть на этот материал, см. фото.
Термин
шелкография
имеет распространенный синоним - сериграфия, или сериография,
происходящй от греческих корней seri,
т.е шелк и grafia, т.е. писание,
изображение. В английской литературе используются
термины screenprinting, silkscreening, silk screen
printing, а также serigraphy, по немецки шелкография -
siebdruck
Хотя в названии этого
метода лежит слово шелк, но шелковые сетки сейчас уже не
используют, а применяются более прочные и
формоустойчивые изделия из полимерных волокон и стальной
нержавеющей проволоки с количеством нитей от
54 до 180 на один см длины (ширины) сетки.
Сетки равномерно
натягиваются на легкие жесткие деревянные
или металлические рамы, с которыми потом оперируют
вручную или при помощи машин.
Шелкография, или трафаретная печать,
получила большое распространение в Европе уже в
конце XVI века, преимущественно в Англии и
Франции. В XVIII веке это искусство распространяется
почти во всех странах мира и особенно в Америке .стены,
ткани и др. изделия. Американские мебельщики, по
видимому, являются пионерами применения шелкографии
в мебели, т.к. именно в этот период
начинается формирование мебельной
промышленности и создания собственного, т.к.
называемого колониального стиля мебели.
Термин шелкография закрепился в самом начале
ХХ века, когда был запатентован процесс
трафаретной печати через шелковую ткань, которая
гарантировала более высокую устойчивость к натяжению,
большую стабильность размеров и использование резиновых
валиков (в дальнейшем - резиновых ракелей) для нанесения
краски. В 60-ые годы прошлого 20 века техника
шелкографии была усовершенствована популярными
художниками ( В. Вазарели, Д. Джонс, Р. Индиана,
Д. Поллок, Э. Уорхол).
Шелкография в современном
промышленном производстве
Шелкография,
т.е. шелкографическая печать может
осуществляться по самым разнообразным материалам и
поверхностям - бумаге, картону, древесине, стеклу,
металлу, лакированным поверхностям, пленкам,
пластмассам. Поэтому, современная
шелкография, помимо собственно полиграфии,
получила самое широкое распространение в
производстве разнообразных технических и потребительских
товаров: печатные платы для электронных приборов,
сигареты, авторучки, бутылки и флаконы, посуда,
керамическая плитка, панели приборов, обои,
игральные карты, часы, каминные полки, автомобильные
стекла, подносы, зонты, сувениры, картонная упаковка,
дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески,
растяжки и т.д. и т.п.,
включая изделия мебели.
От других способов печати
шелкография отличается сравнительной простотой процесса
и применяемого оборудования и, как
производственный процесс, особенно эффективна при
выполнении малых и средних тиражей мебели и мебельных
деталей.
При сохранении исходных принципов техники
и технологии, постоянный и быстрый прогресс в
шелкографии характеризуется:
- расширением
областей применения,
- освоением
новых декоративных эффектов,
- совершенствованием
оборудования и технологии,
- расширением
ассортимента применяемых красок и красящих
паст.
В шелкографии сейчас применяется большая
номенклатура высокопрочных красящих материалов: краски
на основе летучих растворителей, масляные
краски, краски на водной основе, двухкомпонентные
полимеризующиеся краски, краски
ультрафиолетового (UV) отверждения, ПВХ пластизоли
и т.д. В современном арсенале шелкографических
материалов имеются краски обеспечивающие
реализацию специальных эффектов (флуоресцентные,
фосфоресцентные и радужные краски, металлоэффект,
зеркальный и глиттерный эффекты), а также краски с
особыми тактильными свойствами и даже краски со
специальным запахом. И этот ассортимент постоянно
пополняется. Современные шелкографические краски по
прочности и долговечности соответствуют требованиям,
предъявляемым к поверхностям мебели.
Как правило, для того, что бы перекрыть цвет
подложки используются краски с высокой
укрывистостью. Шелкографическое изображение может быть
нанесено в одну или в несколько красок, или
оттенков одной краски, включая получение полноцветных
изображений с довольно высоким разрешением.
Шелкографическое изображение может быть нанесено как
на готовые детали мебели, так и на бумажные
или полимерные пленки, которыми впоследствии эти
изделия мебели будут облицованы.
Для мебели шелкография
является весьма сильным декоративным
приемом. Методом шелкографии можно
имитировать на поверхностях мебели накладной
декор, интарсию, резьбу и т.д.. Однако,
можно не только использовать художественные
приемы, разработанные для классической мебели, но и
создавать самостоятельные изображения,
связанные с общим художественным решением (дизайном)
изделия и не обязательно "под орех".
Шелкография может применяться практически для любых
видов и элементов мебели - корпусной мебели, решетчатой
мебели - столов и стульев, мягкой мебели, детской,
офисной мебели и др., включая декорирование
кожи, ткани, металла, пластмасс и стекол, а также окон и
межкомнатных и входных дверей, стеновых панелей и т.д.
|
При
помощи шелкографии можно создавать гарнитурные
изделия мебели, располагая
изображения, связанные общим
художественным замыслом (дизайном), на дверки,
столешницы, обивку мягкой мебели и стульев, обои,
стеновые панели, занавеси и т.д.
Это могут быть живописные мотивы,
геометрические рисунки, орнаменты, вензеля и
логотипы и т.д., вплоть до персонифицированных
изделий (петя-вася-коля). |
В 70 - 80 г.г. прошлого
века техника шелкография была еще относительно
примитивна, однако была уже довольно популярна у
советских мебельщиков. Потом шелкография
стала несколько забываться. Падение интереса к
шелкографии было связано с периодом освоения большой
гаммы новых выразительных средств, сдавших доступными по
импотрту - высококачественных
декоративных пленок, лицевой фурнитуры, лаков,
эмалей, натурального шпона, плит МДФ и т.д., а
также с закупкой оборудования для фасонной обработки
древесины. Сейчас интерес к мебельной шелкографии
вновь растет, в т.ч. и у крупных производителей.
Например, шелкография широко используется в новых
изделиях шатурской и сходненской мебельных
компаний.
Привлекательность
современной шелкографии для мебельщиков и
краснодеревщиков состоит в возможностях увеличения
ассортиментного разнообразия при относительно
небольших капитальных затратах и текущих расходах.
Конечно, это не означает, что нужно немедленно
шелкографировать все производимые фасады. Напротив,
может быть иногда интереснее нанести изображения
на задние стенки, стекла, пилястры, карнизы и др.
вспомогательные детали. В дизайне нужен творческий
и профессиональный подход, работа с архитектурой,
цветом и фактурой изделия, а также понимание
возможностей и ограничений конкретной технологии.
В декорировании
существует железный закон: чем сильнее декоративный
прием, тем квалифицированее и аккуратнее
должно быть его применение. От образа - к рисунку, от
рисунка - к линии, от линии к точке. Только при условии
высоких уровней художественной убедительности и
технического исполнения вы сможете поразить, а
следовательно и завоевать покупателя.
Шелкография, как метод
декорирования мебели, достаточно популярна в Италии и
Испании. Шелкография должна быть распространена в Китае.
Вообще, должно быть перспективно применение
шелкографии в мебели, поставляемой на экспорт для
восточных рынков (орнаменты, суры и т.п.).
Изготовители
мебели
с применением техники шелкографии
Сходненская
Фабрика Бытовой Мебели
объединение Сходня Мебель один из крупнейших
производителей мебели в России (спальни, гостиные,
мебель для детских комнат и прихожих, гостиничная
и офисная мебель)
сайт http://www.shodnia-mebel.ru
Шатура, мебельная
компания
одна из крупнейших производителей мебели
в России ( спальни , гостиные , мягкая мебель ,
прихожие , кухни и столовые, ванная комната,
библиотеки, молодежная мебель, мебель для домашнего офиса
, столы и стулья , офисная мебель, гостиничная
мебель)
сайт http://www.shatura.com
Литература по шелкографии
Шелкография.
Практическое
пособие
по трафаретной печати, Аверьянов В., изд
Гамма , 1998 г., ISBN 5-87695-001-7 , 110 стр.
Основы трафаретной
печати, Ингрэм С., 2004 г., 150 стр.
Мир трафаретной печати.
Практическое пособие, Потапов Ю., Потапова У.,
2001г., изд. Гелла-Принт, ISBN: 5-901008-13-8 , 112 стр.
Трафаретная печать,
Сорокин Б.А. , изд. МГУП , 2005 г., 142 стр.
Принципиальная простота шелкографии позволяет
реализовывать ее даже в домашних условиях,
однако высококачественная многоцветная
шелкографическая печать возможна только при
использовании соответствующего оборудования,
оснастки и расходных материалов. Сегодня многие фирмы
предлагают оборудование и материалы для шелкографии,
но не все из них имеют опыт в области мебели.
Автор Абушенко Александр Викторович
|