Сетевая Академия Мебели - на главную страницу e-mail:aabu@yandex.ru технологии деревообработки и производства мебели   

О мебели, поставляемой в разобранном виде и ее упаковке 

    В статье рассматриваются вопросы производства мебели, поставляемой в разобранном виде, даются рекомендации по использованию современной упаковки,  по маркированию готовой продукции, составлению сборочных инструкций и др. сопроводительной документации, повышению качества готовой продукции, обращается внимание на положительную  роль в этом поставок продукции на экспорт.    Опубликовано в журнале "Мир Мебели"  в 2000 г.

     Летом 1989 году автору, работавшему в тот период заведующим  проектно-конструкторским отделом бытовой мебели ВПКТИМ  и В.Ю. Галоннену - директору фирмы "Мебельэкспорт"  ВАО "Экспортлес"  было  поручено подготовить проект приказа Министра лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР о развитии экспорта мебели, предусматривавшего  в конечном итоге переход мебельной промышленности на полную валютную самоокупаемость. Вскоре, после проработки его в управлениях министерства,  приказ был подписан и с этого момента   началась  попытка перестройки  промышленности на экспортные рельсы.
     Понадобилась основательная организационная и техническая работа по  реализации поставленной проблемы. При этом в области техники решались, в основном, четыре  задачи: освоение производства новых моделей мебели, повышение качества обработки и отделки деталей,  обеспечение гарантированной сборки изделий,  создание экспортной упаковки, удовлетворяющей требованиям заказчика и обеспечивающей сохранность мебели при  перевозках  и хранении.
     Справедливости ради необходимо отметить, что задачи эти,  довольно успешно решались благодаря усилиям коллективов предприятий, что обеспечило устойчивую положительную динамику экспорта  в объемах поставок и их географии. Безусловно, нужно отдать должное  терпению и помощи  наших зарубежных партнеров-покупателей.
     Впоследствии этот опыт пригодился предприятиям - экспортерам в условиях перехода на рыночные рельсы и на внутреннем рынке. Большинство из них сумело найти себя в новых условиях и уверенно вошли в группу лидеров отечественного мебельного производства (акционерные общества " Сходня - Центр ",
" Электрогорскмебель ",  "Интерьер ", "Шатура ", "Истрамебель", " Мебель Черноземья " и некоторые другие. Не случайны и  теперешние успехи наших белорусских коллег, так же  прошедших большую школу экспорта. 

     В данной статье я хотел бы коснуться только двух  последних из указанных выше вопросов, а именно  сборки мебели массового производства и ее упаковки, поскольку им уделяется, как правило меньшее внимание. На западе эта мебель давно выделена в отдельный весьма популярный класс т.н. "self-assembly ", что можно перевести как  " собери сам ", продаваемой обычно по принципу "cash and carry ", т.е. "плати и уноси ". В России доля производства такой мебели, вероятно, будет быстро расти.
   
   Не следует думать, что проблемы, связанные с производством разборной мебели  - это какое то специфическое свойство российской   промышленности.  В своих основах они, для многих изделий еще так же далеки от идеального решения, как и двадцать лет назад, хотя есть  существенные улучшения и весьма удачные отдельные решения. Живая конструкторская мысль постоянно работает в этом направлении, о чем свидетельствуют темпы пополнения соответствующих рубрик  патентных фондов. Однако, до сих пор сборка мебели на дому не превратилась в увлекательную игру, что бы не писали об этом чародеи от рекламы. Для понимания сложности и трудоемкости сборочного процесса достаточно заглянуть в  сборочный цех любой  мебельной фабрики.

     Как показывают  регулярно и успешно проводимые в России международные выставки,  общественное внимание  естественным образом привлечено в первую очередь к проблемам освоения новых конкурентоспособных моделей и это дает весьма заметные результаты. В то же время, как показывает опыт общения с руководителями  и специалистами предприятий, посещение  складов и магазинов, изучение отечественной и зарубежной периодики, вопросам сборки и упаковки уделяется куда меньше внимания. По крайней мере, я ни разу не видел на наших стендах образцов упакованной продукции. Психологически это объяснимо, однако необходимо  понимать, что поставляя мебель в разобранном виде мы предлагаем покупателю принципиально иной продукт, а именно набор деталей, которые еще нужно собрать и установить в помещении, завершив, тем самым,  все предшествующие труды.

        Личный опыт автора по сборке мебели как в домашних условиях, так и  при утверждении  образцов  для осуществления экспортных поставок свидетельствует, что процесс сборки проходит далеко не всегда гладко. Конкретная причина затруднений может быть из широкого ряда - конструктивные недочеты, неточность размеров, некомплектная или некачественная фурнитура и метизы,  неподходящий инструмент, брак или повреждение деталей при транспортировке, остатки стружек в глухих отверстиях, нечеткие инструкции по сборке  и т.д.
      Понятно, что в большом мебельном хозяйстве уследить за каждым винтиком нелегко, однако нужно представить себе и положение рядового потребителя.
     
      Попробуем  в качестве лирического примера составить маленький святочный рассказ на заданную тему: ".....в  воздухе чувствовалась атмосфера праздничного ожидания..  В квартире приятно пахло лакированным деревом и царил ужасный беспорядок . Повсюду стояли симпатичные картонные коробки и разбросана бумага. В одной из комнат дети весело возводили картонный вигвам. В руках Домашнего Мастера  споро жужжала электрическая отвертка и сверкающие никелем винты один за другим впивались в шелковистую светлую древесину. Мечтательная улыбка озаряла умное и доброе лицо Мастера. Он думал о том, как все будут рады увидев наяву  столь приглянувшийся в универсальном магазине его большому семейству набор мебели для детской, о котором они так долго мечтали.  На кухне готовился праздничный ужин и заветная награда в холодильнике уже почти достигла нужной температуры. Внезапно умолк звук мотора. Страшная мысль поразила его проницательный ум, и он с ужасом представил глаза детей. А что скажет любимая... "  Далее вы можете сами ответить на вопрос "Что помешало Мастеру благополучно завершить сборку гарнитура ?" и дописать рассказ, опубликовав его в заводской многотиражке. Конец, разумеется, должен быть счастливым.

    Необходимо понимать, что покупатель потратив на мебель значительную сумму, в результате ошибок или халатности изготовителя может получить  психологическую или физическую травму и навсегда отказаться от желания приобретения мебели  конкретной фабрики  или вообще разборной мебели.
         
      Как свидетельствует опыт зарубежной промышленности и передовых отечественных предприятий,  задача  производства разборной мебели вполне поддается удовлетворительному  решению при соответствующем  подходе.
      К сожалению,  отечественная соединительная фурнитура, освоенная  в производстве в  1972 - 1980 г.г. при непосредственном участии автора и сыгравшая свою положительную роль в становлении современной отечественной промышленности, сейчас в значительной части  морально устарела и не всегда позволяет  решать задачу домашней сборки на современном уровне. Но  потенциал промышленности  в целом позволяют повсеместно перейти на новое поколение  крепежной фурнитуры. Предложение фурнитуры на рынке не ограничено и есть возможность для практического опробования любых решений, что собственно говоря, сейчас и происходит. 
     Критерии выбора фурнитуры в целом известны - прочность, жесткость, товарный вид и цена. Однако, для мебели собираемой на дому желательно учитывать показатели трудоемкости сборки. Имея в виду, что разборная мебель относиться, часто к разряду недорогой продукции,  важны и  коэффициенты стоимости фурнитуры в  отношении к стоимости мебели.  Пожалуй, пока это ключевой вопрос данной проблемы. Современные материалы и технологии позволяют создать весьма совершенные методы соединения мебельных деталей, однако, более сложные системы  существенно увеличивают цену изделия, которая вряд ли должна быть выше цены обычного собранного предмета. Что и является верхним пределом.

      Качественное изделие может быть выполнено только из качественных деталей, а копеечная экономия может привести к  утрате всех больших  предыдущих затрат на производство изделия в целом. За свои деньги покупатель хочет приобрести товар, а не наши  производственные проблемы.  Необходима  система гибкого выборочного  контроля времени на сборку изделий и  выявления производственных или иных дефектов. При этом для чистоты опыта и в воспитательных целях может быть следует не привлекать к контрольным сборкам профессиональных сборщиков, а использовать рабочих и специалистов других подразделений ( такая практика существует на ИКЕА). Опытный сборщик может собрать даже то, что собрать принципиально невозможно, и тем самым смазать реальную картину.
   
      Отдельное примечание касается винтов и шурупов с высадными крестообразными шлицами. Размерные параметры шлицев метизов и отверток по отечественному стандарту и зарубежных систем "Филипс" и "Позидрив" не совпадают друг с другом, что может привести к срезанию шлицев. В качестве профилактической меры можно рекомендовать избегать использования мелких метизов.  Хорошо зарекомендовали себя метизы с высадным шестигранным шлицем, завинчивание которых осуществляется ключом и не требует приложения значительных осевых усилий.
    
      Вообще, желательно, что бы сборка изделия осуществлялась  одним инструментом, поставляемым  вместе с мебелью. 
     Часто дискутируется вопрос о приоритете отечественной или импортной фурнитуры. Из всего прошлого опыта промышленности можно ответить, что если мы не будем заимствовать лучшие мировые решения, то не появятся и отечественные аналоги. То есть сначала нужно создать реальный спрос.
     Важное место в цепи  производства и потребления продукции должны иметь, часто недооцениваемые, по старой привычке, инструкции по сборке изделий. При составлении инструкций рекомендуется  иметь в виду следующее:
    - инструкция - составная часть товара, входит в его  цену и оплачивается покупателем,
     - она должна быть аккуратно выполненной и соответствовать по оформление фирменному стилю предприятия,
     - качество полиграфии  должно  корреспондироваться с классом ( уровнем цены) мебели,
     - инструкция должна быть понятной рядовому покупателю, а не рассчитана только на специалиста.      Рекомендуется проводить корректные испытания инструкций, а так же периодически их  совершенствовать,
     - чтение инструкции, как собственно доставка деталей из магазина, их освобождение, сборка изделия и его установка - для мебели поставляемой в разобранной мебели, в отличие от обычной, уже процесс потребления.      Поэтому, инструкция должна быть выдержана в дружественном духе и содержать ясные рекомендации по всем вопросам, могущим возникнуть в процессе сборки изделия, в том числе вскрытию упаковки, организации рабочего места, последовательности операций, применяемым материалам, инструментам, удобным и безопасным приемам работы
     - если изделие имеет варианты компоновок, то необходимо их показать,
     - желательно привлечение к составлению инструкции литературного и художественного редактора, или хотя бы использование современных  компьютерных редакторских программ,
     - безусловным достоинством хорошей инструкции является краткость и наглядность; длинная  и чересчур подробная инструкция может напротив запутать потребителя,
    - не исключается объединение инструкции с другими сопроводительными документами и использование ее в целях рекламы предприятия  и его  другой продукции
     - для несложных изделий сборочную инструкцию часто помещают непосредственно на внешней стороне упаковки,
     - как и во всяком деле,  нужно изучать и заимствовать передовой опыт и стремиться к лучшему.

     В практике часто возникает вопрос комплектности фурнитуры при поставке мебели.  Например, по  российскому стандарту технических условий  на метизы допускается в каждой партии до 5 % брака и посторонних включений от веса поставляемой партии.
    
   Неприятностей поможет избежать разумно организованный входной контроль качества комплектующих изделий и фурнитуры. Как показывает опыт, недооценка необходимости входного контроля при массовых поставках грозит убытками, сравнимыми иногда со стоимостью отгруженной продукции. Следует учитывать и то обстоятельство, что сборку осуществляет не профессионал и в неприспособленных условиях, где не исключены и повреждения фурнитуры и ее потери ( как говориться закатился за диван и "хоть матушку- репку пой" ).

     Поэтому желательно иметь обоснованные нормативы  расхода фурнитуры, а так же стремиться механизировать и автоматизировать процессы контроля, счета, расфасовки  и ее упаковки. Между прочим, первая  автоматическая линия по расфасовке фурнитуры была создана на ПСМО " Ивановомебель " более 15 лет назад. Безусловно, сегодняшние возможности  техники  намного шире и можно только приветствовать автоматизацию этих процессов.
 
     В настоящее время автоматические установки  для расфасовки мебельной фурнитуры изготавливаются, например.  итальянской фирмой "Iman Pack"

      Переходя к вопросу упаковки, необходимо отметить что в советское время такого вопроса не было, как собственно говоря не было и качественной упаковки. На упаковку не составлялась даже рабочая конструкторская документация. Очень многие товары вполне конкурентоспособного качества не экспортировались тогда только по этой причине. Образно говоря, как театр начинается с вешалки, так и  товар начинается с упаковки. Хорошая упаковка является  своеобразной визитной карточкой предприятия, особенно для оптового покупателя.
 Отрадно отметить настоящий прорыв в развитии упаковочного дела происходящий в России в последние годы на основе использования новейших технологий и упаковочных материалов.      Наглядно это можно наблюдать на регулярно проходящих в России специализированных выставок,   например " Упаковка - 99 ", 16 - 20 декабря, Москва, АО" Экспоцентр ". Большое количество конкретной интересной информации  по технике и технологии упаковки содержится и в  периодической печати, например журнале " Тара и упаковка ".

     Разумеется, требования к упаковке мебели несколько отличаются от требований к упаковке пищевых продуктов или  других изделий ежедневного потребления. Зато в ширпотребе  гораздо быстрее,  ярче и разнообразней проявляются общие тенденции развития упаковочной технологии. Быстро прогрессируют и подхватывают новации производители  электронной аппаратуры и другой бытовой техники. Поэтому, можно рекомендовать конструкторам периодически бывать в магазинах и на выставках и изучать передовой опыт других отраслей.

     В целом, конструирование упаковки не отличается от процесса конструирования любого другого изделия и представляет собой процесс создания пространственной конструкции, обеспечивающей в первую очередь защиту содержимого от внешних условий при хранении и транспортировании. Однако упаковка должна обладать и дополнительными свойствами. Для  разборной мебели - это обеспечение удобства переноски и перевозки покупателем, вскрытия упаковки и извлечения содержимого, а так же информационную, эстетическую и рекламную функции. Безусловно важны и экологические ее свойства.

     Как и всякая конструкторская задача, создание упаковки может решаться при помощи  множества конструктивных и технологических решений на основе с использованием разнообразных материалов.  В первую очередь, важно обеспечение основных показателей - прочности и надежности. Наверное,  следует учитывать   соответствие класса упаковки классу упаковываемой мебели, фирменному стилю предприятия и соотношение стоимости упаковки к стоимости изделия.

     Целесообразно учитывать назначение упаковки в зависимости от места реализации товара - для дальней транспортировки более прочную, а для реализации в собственном магазине  облегченную. Не исключается  использование  многооборотной, возвратной упаковки, например -  для мягкой мебели. Составляя техническое задание на проектирование упаковки конструктор должен хорошо представлять себе весь ее конкретный жизненный цикл.

     Из всех видов упаковки корпусной мебели и многих других изделий наибольшее и заслуженное распространение в мире  получил гофрокартон. Картонная упаковка надежна и технологична, аккуратна, легко маркируется с помощью надписей и наклеек, экологически чиста и хорошо поддается утилизации. Однако, не смотря на кажущуюся простоту, картон оставляет конструктору широкий простор для творчества как с точки зрения объемно-пространственных конструктивных решений, так и в артистических  смыслах.

     Как пример интересного и неожиданного упаковочного решения можно привести упаковку  разработанную хорошо известной фирмы из ГДР" Роботрон " более 20 лет назад для пишущих машинок. Машинка помещалась в полиэтиленовый пакет, а затем в стандартный картонный ящик. Свободное пространство заполнялось полужестким пенополиуретаном очень малой плотности ( порядка 10-15 кг/куб. метр). В результате приклеивания пены к картону получалась весьма прочная и жесткая конструкция, полностью изолирующая изделие от пыли,  влаги и механических повреждений. Возможно и сейчас актуально использование однокомпонентных пенополиуретанов для упаковки мебели, например для предотвращения перемещений деталей внутри короба, создания элементов дополнительной жесткости  и т.п., тем более что они продаются сейчас в любом хозяйственном магазине, что автор и рекомендует попробовать любознательному читателю.

Общей тенденцией в современной упаковке товаров является использование самых новейших материалов и технологий, включая различные виды печати, наклеек, в том числе голографических, пенопластов, быстросхватывающихся клеев, включая контактные клеи и клеи-расплавы, нетканых и тканых материалов, в том числе полимерных пленок, включая термоусадочные, растягивающиеся и пузырчатые, различных застежек, самозакрывающихся пластиковых пакетов и т.п.

     Наиболее простым распространенным способом скрепления короба являются  липкие ленты типа " Скотч ", различной ширины и плотности. В более тяжелых случаях можно рекомендовать эти же  ленты, армированные стеклонитями. Нанесение ленты осуществляется при помощи соответствующих упаковочных машинок - "диспенсеров". При широком предложении липких лент на рынке и множестве подделок нужно уметь отличать качественные ленты. Следует иметь ввиду, что  настоящий "Скотч" это не просто липкая лента, а продукт столь же высоких технологий,  как магнитные или лазерные носители информации. Из опыта, лента как минимум,  не должна растягиваться при натяжении от руки и рваться на косую линию. Она  должна надежно и полностью прилипать к стягиваемым поверхностям, а при удалении не оставлять следов клеевого  слоя на лакированных деталях. Желательно использовать сертифицированные ленты известных производителей. За рубежом часто используются ленты с заранее нанесенным товарным знаком, названием и выходными данными  предприятия - изготовителя мебели.

     Широко распространено для стяжки пакета применение полипропиленовых  лент, соединяемых специальными замками, металлической скрепкой или сваркой. Последнее решение безусловно можно считать наиболее совершенным. Установка замков осуществляется вручную. Установка скрепок и сварка - при помощи ручных машинок, а так же специальных станков, например немецкой фирмы "SIGNODE ".
 
     Новинкой в этой области являются малогабаритные электрические беспроводные сварочные машинки модели WHS с снабженные автоматом натяжения ленты и весьма совершенным аккумулятором  с успехом опробованные на АО " Москва ", а так же аналогичные им, но более простые машинки Orgapack OR-T 83 X с рычажным натяжением.

    Для закрытия коробов не исключается и применение соответствующих степлеров и степлерных установок, по опыту электронной промышленности.
     Вряд ли следует сейчас рекомендовать  для формирования пакетов популярных ранее металлических лент: в домашних условиях  их нечем резать,  они небезопасны, некрасивы и легко ржавеют при транспортировке и хранении.

Примечание. Давно известны и  автоматизированные системы упаковки продукции в гофрокартонные ящики  конвейерного типа. В отечественной промышленности они применялись ранее  на телевизионных заводах, но за рубежом -  и в мебельной промышленности. Например, такую систему мы  видели  в 1985 г. на  фабрике кухонной мебели крупнейшей  британской мебельной компании MFI.

     На что следовало бы обратить внимание при разработке  упаковки :
     -применение автоматизированного конструирования упаковки на персональном компьютере с учетом раскроя картона и др. материалов и экономного их использования и т.п., решение комбинаторных задач по рациональному размещению пакетов в вагонах,  автомобилях, контейнерах, на евро - поддоне, в багажнике или кузове легкового автомобиля, расчету размеров, объемов и веса пакетов и т.п. Вероятно, соответствующее программное обеспечение уже имеется,
     -размещение  деталей внутри пакетов в заранее определенной последовательности для обеспечения возможности монтажа фурнитуры на очередную деталь без извлечения ее из пакета прямо на полу,
     -необходимость указания на пакете места и способа его вскрытия
     -наличие упаковочного листа,
     -указания массы пакета и его габаритных размеров, для определения условий переноски пакета  по лестницам, в лифтах, коридорах и др. неудобных местах, 
     -указания места расположения  упаковки с фурнитурой и специального сборочного инструмента,
     -указания места расположения паспорта и инструкции по эксплуатации,
     -указания товарного знака, названия предприятия, названия и обозначения изделия, номера упаковочного места, общего числа упаковочных мест на данное изделие.

     Возможно, что я что ни будь пропустил, однако  разработка системы оформления пакетов скорее всего сама укажет конструктору, какая информация избыточная, а какой не хватает.

Из опыта, наиболее слабым ( наиболее  повреждаемым) местом   упаковки являются углы и кромки пакета ,  особенно у   крупногабаритных и тяжелых изделий. Существует много способов дополнительной защиты содержимого, выбор которых осуществляется исходя из условия надежности и экономики с обязательной экспериментальной проверкой. Вообще упаковка, как и любое изделие должна проверяться практическими испытаниями с документированием результатов. В частности, при экспортных поставках в ФРГ мы вместе с  браковочными  актами получали от покупателя и фотографии повреждений , что позволяло быстро находить обоснованное техническое решение возникшей проблемы.

     Упаковка  изделия может использоваться так же для рекламы самого предприятия и другой его продукции.       Например, при поставке нашей мебели в Австралию ( программа отдельных изделий корпусной  мебели) по просьбе  заказчика на каждый ящик наклеивался красочный рекламный плакат, содержавший подробную информацию об остальных изделиях этой программы. Не будет лишним вложить в упаковку и салфетку пропитанную специальным составом для ухода за лакированными поверхностями с нанесенным товарным знаком и названием предприятия.

     Имея ввиду, что мебель на складе хранится стопами,  информация необходимая для опознания изготовителя и конкретного изделия наносится на боковые  и лицевую сторону пакета.

     Современным приемом считается нанесение  на упаковку нанесены  указателей  новизны изделия ( значок "Новинка" или "New")  и его экологической чистоты.

     Для облегчения опознания цвета и фактуры изделия,   короб может быть выполнен  с прозрачным окошком или наклейкой аккуратного фрагмента  подлинного облицовочного материала.

     Не исключается и использование для изготовления упаковки отходов собственного или чужого производства и некондиционных материалов, если это экономически оправдано, конструктивно решено и имеет нормальный внешний вид.

     Для малогабаритных изделий, типа табуретов, стульев, полочек может быть рекомендована  проработанная дизайнерами специальная художественная упаковка с активным использованием прозрачных полимеров и цветной печати с готовыми ручками для переноски и т.п.

     Сейчас в России появились предприятия, специализирующихся  на производстве тары и упаковки, обладающие хорошими кадрами и технологическими возможностями. Поэтому, не всегда нужно делать все самим, а возможно использование  этих возможностей как на стадии разработки упаковки, так и  производства. Многие из них объединены в ассоциацию  "Союзупак" и регулярно представляются на различных выставках.
 
     В заключение, хотелось бы отметить, что рассмотренные в настоящем обзоре вопросы, являются составными частями проблемы общей конкурентоспособности продукции и нуждаются поэтому в столь же внимательном подходе, как и другие технологические переделы  процесса мебельного производства.

Абушенко А.В., дек 1999


Мир деревянных игрушек - информационная система

рынок мебели
Дизайн и конструирование мебели
Выставки по мебели и деревообработке Зарубежная мебельная промышленность
Технологии мебельного и деревообрабатывающих производств
Оборудование для деревообработки и производства мебели Материалы и комплектующие изделия для мебели Древесно-полимерные композиты
Полезная информация, разное

Сетевая Академия Мебели - на гланую страницу e-mail:aabu@yandex.ru
  хл