Сетевая академия мебели - главная страница e-mail:aabu@yandex.ru Выставки по мебели и деревообработке

  Мебельные выставки

В статье рассматриваются вопросы истории мебельного выставочного дела в России, даются краткие рекомендации по планированию работы, организации выставочного процесса, переговоров, изучению экспозиции, роли руководителя предприятия на выставке, возможности использования выставочного  каталога и др.

Лирическое отступление

Лично для меня каждая крупная международная выставка  несет ощущение чего-то не совсем реального, своего рода фата-морганы (миража). Придите в выставочный комплекс в неурочную пору. Лишь ветер гоняет по асфальту обрывки рекламы и редкий прохожий спешит куда то по одному ему известным делам.  Однако наступает день открытия и как будто  велением могущественного чародея внезапно, на  пустынном месте возникает город, населенный тысячами людей, где происходит огромное количество разнообразных, зачастую драматических коллизий. Все происходит как в обычной жизни, только ярче и гораздо быстрее. Так же, в одночасье,   все  исчезает. Только стада урчащих большегрузных фур с заграничными надписями, запруживающих близлежащие  к таможне проезды еще напоминают о происшедшем. Но и они скоро уедут. Все окончено? Нет, просто началась подспудная работа по реализации результатов выставки и подготовке к следующей.
     Однако, ближе к делу.
    
     Нельзя сказать, что выставки обойдены общественным вниманием. О них много говорят и много пишут. Тем не менее, в тени, как правило, остаются некоторые вопросы содержания и технологии выставочного процесса, которых автор и полагает коснуться в настоящей статье. Разумеется, я не ставил перед собой задачу  его научного исследования , т.к. не считаю себя знатоком в этой области, а просто хотел поделиться некоторыми наблюдениями и соображениями, которые возможно кому- то будут интересны.

Исторические корешки

     Выставки, как иногда думают, отнюдь не изобретение капитализма, и сопутствовали человечеству  с  довольно ранних стадий  общественных отношений. Вот факты из истории. Фридрих II наделил город Франкфурт-на-Майне ярмарочной привилегией и взял под защиту приезжающих гостей указом от 11 июля 1240 года (  год нашествие Батыя на Русь – 1238.) К этому же периоду относятся договоры о сотрудничестве между Ганзейским союзом и Великим Новгородом, соответственно 1257-1259, 1270 и 1301-1302 г.г. Известность же   Лейпцигской ярмарки связана не только с  развитием отношений между странами СЭВ, а в первую очередь с ее древностью. Специальная грамота, пожалована  была этому славному городу   кайзером Максимиллианом еще в 1507 году.    А вот  долготерпеливый московский великий князь Иван Васильевич  в 1478 г. дабы покончить с тлетворным влиянием запада,  переселил беспокойный новгородский народец в Москву и иные уделы и превратил  Великий Новгород  в ординарную провинцию быстро растущего московского государства. ( Любознательного  читателя адресую  книге Н. Костомарова « Русская республика» и особенно к ее 6 главе «Торговые обычаи»). Интересные справки содержат по этим вопросам наши энциклопедические словари, см.  >>>

Роль выставок в бизнесе

     В экономически развитых странах выставочной деятельности уделяется серьезное государственное и общественное внимание. Вообще следует понимать, что наряду с музеями и библиотеками выставки - не только коммерция, но и значительный элемент общей культуры страны. На западе создана специализированная  индустрия выставок и ярмарок с колоссальным бюджетом. Поэтому отрадно, что выставочная деятельность и у российских промышленников в последние, нелегкие годы набирает обороты.

Об история отечественных мебельных выставок

     Для отечественных мебельщиков выставочная работа всегда была существенным элементом  деятельности.
В советское время, вместе с развитием мебельной промышленности  развивалась и  система выставочной работы, краеугольными камнями которой являлись ежегодные региональные ярмарки мебели и периодически проводимые всесоюзные выставки-смотры мебели. На них, помимо чисто сбытовых вопросах подводились итоги ассортиментной, дизайнерской и технологической работы промышленности  и намечались контуры работы на перспективу, решались вопросы взаимоотношений с архитекторами  и смежными отраслями промышленности. Эффективны были и узкоспециализированные всесоюзные выставки-смотры по  видам мебели, позволявшие еще внимательнее концентрировать внимание на  вопросах развития отрасли .  Нельзя не вспомнить и опыт проведения первой, и, к сожалению последней, проводившейся в специально построенном  новом павильоне ВДНХ СССР  Всесоюзной межотраслевой выставки товаров народного потребления, позволившей   взглянуть  с одной точки зрения (т.е. единовременно)  на на все отношения окружающих советского человека вещей, т.е. предметную среду. Дальнейшим развитием выставочной деятельности было и создание при всесоюзных промышленных объединениях мебельной промышленности постоянно действующих выставок лучших образцов мебели и товаров культурно-бытового назначения. Значительную роль в инновационном процессе играли, проводимые в Москве крупнейшие международные технологические выставки – «Лесдревмаш», «Химия» и др., служившие своего рода академией для всех работников нашей промышленности и смежных с ней отраслей.
     Справедливости ради отмечу из непосредственных наблюдений, что люди готовившие эти выставки, а в их подготовке  были заняты тысячи специалистов предприятий, объединений, институтов и министерств, меньше всего думали об идеологических эффектах, а пеклись главным образом об интересах развития промышленности. Вся эта стройная система рухнула вместе с упразднением отраслевых  министерств, и возник определенный вакуум в этой области.
     Однако цели и методы выставочной работы, использовавшиеся в те времена не соответствовали  новым задачам возникшим  перед предприятиям при переходе к рыночным условиям. На пути к восстановлению выставочной работы в новых условиях встало в тот момент  и новое препятствие - серьезный дефицит товаров, не исключая и мебели, не поощрявший совершенствование сбытовых механизмов и вообще какую либо работу предприятия на  перспективу.

Инициатива Центромебели

     В этих условиях, инициатива ВАО « Экспоцентр» провести в Москве 1-ю международную выставку мебели в  1989   г. встретила в профессиональной среде, скорее недоумение, чем поддержку. Однако для автора и  нашего главного специалиста по выставочной работе  Е.В. Линер вопроса об участии в этой выставке, в общем, не было. К этому времени мы уже принимали постоянное участие в выставках за рубежом и вкусили ярмарочного духа.
     Действительно,  выставка « Мебель - 89 »  по масштабу и оформлению  экспозиции,  составу участников и количеству посетителей  сильно отличалась от теперешних. Коллективный стенд ВПО «Центромебель» на котором были развернуты небольшие экспозиции производственных объединений  «Москва» и «Мосфурнитура»  занимали площадь всего 36 кв. метров.  В основном выставочные площади использовались молодыми кооператорами для розничной торговли, которые, в тот момент, вообще не располагали торговыми площадями и, впоследствии,  просто оккупировали  ВВЦ,  московский кинотеатры и спортивные сооружения.
Мы были первыми и единственными экспонентами, среди крупных российских мебельщиков, и чувствовали что мы на правильном пути, хотя наиболее частый вопрос, который нам задавали коллеги во время выставки « Что Вы здесь делаете?  Наверное, Вам больше нечем заняться!». Понадобилось несколько лет кропотливого коллективного труда, благодаря которому и происшедшим в экономике переменам и осенняя ежегодная мебельная выставка на Красной Пресне стала явлением общероссийского масштаба, без участия в которой  серьезные мебельные предприятия  уже не мыслят себе работы на рынке.
     За это время  многие  предприятия поняли необходимость регулярной выставочной деятельности и обучились приемам и методам работы на выставках и после их окончания. Были реорганизованы сбытовые подразделения и создана информационные инструменты  (проспекты, прайс-листы и  вспомогательная рекламная продукция). Появились, как и в любом хорошем деле, и энтузиасты – акционерные общества «Электрогорскмебель», «Москва», «Мебель Черноземья», «Графское», «Сходняцентр» и др. Я не буду продолжать этот список, что бы не обидеть кого-либо, т.к. их перечисление заняло бы целую страницу.
     В организации и проведении выставок более  активно начали принимать участие правительственные органы, активно работают средства массовой информации. Нельзя не высказать и добрые слова в адрес «Экспоцентра», который     оказался на уровне поставленных задач.
     Тем не менее, на протяжении нескольких лет АО «Центромебель» оставалось единственным из объединений, выступавших в качестве коллективного организатора выставочной деятельности, хотя мы постоянно старались расширить круг таких организаций. Нам трудно было работать в одиночку, поскольку по тогдашнему статусу, как территориальное промышленное объединение, мы не могли работать во всероссийском масштабе,  что бы достойно представлять на рынке отечественную промышленность перед лицом западных конкурентов.

Весеннее наступление

     Идея проведения весенней мебельной ярмарки,  высказанная осенью 1992 директором выставочного комплекса в Сокольниках В.М. Лапшиным поначалу вызвала определенные сомнения:
     Не заброшен или забыт ли народом  выставочный комплекс, пойдут ли наши предприятия на весеннюю выставку ? Конечно, был риск взяться и провалить это дело.  Все же было найдено несколько аргументов в пользу  участия в выставке « Евроэкспомебель», которые удалось довести до сознания потенциальных экспонентов  и что, в конечном итоге привело к успеху:
- в то время российский рынок мебели очень быстро изменялся, и нам необходимо было  быстро подстраиваться под текущие изменения
- это уничтожало предпосылки к созданию выставочной монополии в мебельном деле,
- международный опыт свидетельствовал скорее в пользу двух больших выставок, чем против,
- складывалась логичная система разработки и освоения новой продукции с обкаткой ее на весенней выставке и уверенным выходом на осеннюю под заключение договоров на последующий год.

     Немаловажным обстоятельством были в то время  невысокие, по сравнению с « Экспоцентром», цены на свои услуги предложенные  КВЦ «Сокольники»

Выставочные  перспективы и проблемы

    Как видится дальнейшее развитие мебельного выставочного дела в России.

    По нашему мнению оно будет развиваться и впредь вместе с развитием рыночной экономики.
    Для российских мебельщиков выставки актуальны еще и потому, что сама организационная структура мебельного рынка еще находится в зачаточном состоянии. Не существует крупных и известных оптовых фирм и предприятия вынуждены сами решать все проблемы сбыта, отвлекая из производственной сферы  значительные денежные и интеллектуальные ресурсы. Однако в выставочном деле есть и серьезные проблемы.
    Наиболее серьезная из них –  неучастие в московских и региональных  выставках большинством (до 90 процентов) отечественных изготовителей, объясняемый помимо субъективных причин, плохим экономическим положением отечественных предприятий при мировых ценах на выставочные услуги.
    В самом деле, если на фабрике,  для примера, работает 500 человек со средней месячной зарплатой 2000 руб., то стоимость ее участия в двух международных выставках на  площади  40 – 50 кв. м  на каждой, соизмерима с месячным фондом заработной платы предприятия, тем более что по существующему положения выставочные мероприятия финансируются из прибыли. Вот и вся арифметика. Для многих предприятий, таким образом, выставка так же доступна, как салями   для  современного профессора: «Видит око, да зуб неймет».  Затраты на выставку есть прямые инвестиции собственных средств  в будущее и штрафовать его за это не  логично. Невольно вспоминается старинный анекдот, о том, как барин, пеняя мужику, приговаривал: « Мне Иван не работа твоя нужна, а что бы ты мучался»
    Немецкое же предприятие такой же численности будет иметь, например, в Кельне не менее 500 кв. метров и солидную дотацию от собственного правительства на покрытие выставочных издержек. Поэтому мы и видим на выставках просторные экспозиции отдельных или объединенных западных фирм, и плотные порядки отечественных мебельщиков. Посетители же распределяются в обратной пропорции. У них как в храме, у нас как на восточном базаре. Хотя бы это утешение.
    Новое явление – наметившийся  небольшой дефицит выставочных площадей в «Экспоцентре».
    Совершенно ясно, что без оздоровления экономики, принятия соответствующих государственных решений нельзя ожидать и дальнейшего серьезного прогресса в выставочной деятельности.
    Без решения этих проблем мы безусловно не получим желаемого результата – участия на выставке основной  массы отечественных производителей.
     Однако нехватка площадей и денег – еще не основание для отказа от участия в выставке, а размеры экспозиции еще не основной критерий эффективности выставочной работы предприятия. Главными были и остаются:
- конкурентоспособность продукции предприятия
- уровень подготовки выставочного персонала
- качество информационных материалов
- умение подать предприятие на выставке.

Быть или не быть ?

     На классический вопрос « Быть или не быть…?», ответ может быть только один – быть! А вот как быть – это уже детали творчества экспонента. Справедлива русская пословица « Мал золотник - да дорог». Я не вижу ничего плохого в небольших экспозициях, кроме, разумеется, некоторой  головной боли для коллективных организаторов. Не мы довели страну до нищеты и не нам ее стыдиться.  Многие богатые западные фирмы на выезде используют малоформатные экспозиции. Информационная стойка, стол и стулья, грамотно составленная строка в каталоге уже достаточно для того, что бы заявить о своем присутствии. Еще эффективнее небольшая коллективная экспозиция нескольких родственных  предприятий.
   Необходимо четко понимать, что психологически – положение участника выставки радикальным образом отличается от положения посетителя. Так же разительно отличаются и результаты работы на выставке.

Первый - всегда первый

    Главный закон – организует и ведет работу коллектива на выставке – первый руководитель предприятия, а не какая либо из отдельных его служб.
    В этом месте мне хотелось бы сделать небольшое отступление общего плана, касающееся роли директора на предприятии. Интересной особенностью языка является то, что некоторые широко употребляемые слова со временем сильно меняют свое изначальное значение. Так и со словом директор, пришедшем в русский из европейских языков. Советское государство, ставшее собственником предприятий, лишило советского директора его изначальной и главной функции – определять направление и перспективу деятельности предприятия, передав ее вышестоящим инстанциям (производственным и промышленным объединениям, главкам) и институтам, заставив директора взамен отвечать за все,  т.е. неопределенно широкий круг вопросов – как говорят англичане « вставлять пальцы во все дырки». Соответствующим образом подбирался и формировался и тип поведения руководителя, весьма деятельного и энергичного, энергия которого, однако направлялась часто  на решение второстепенных вопросов, лишая инициативы и ответственности нижестоящих работников. Теория и опыт однозначно утверждают, что такая модель малопригодна в рыночной системе, где каждый должен нести персональную ответственность в соответствие с занимаемым уровнем в иерархии управления предприятием.  По латыни «diridgio – направлять». В этом, собственно говоря, и суть отличия директора от управляющего, менеджера и в этом, как правило, главная причина фактического банкротства многих бывших известных советских предприятий.  Мой покойный шеф и учитель, легендарный А.Н. Челинцев ежедневно говорил нам - молодым мебельщикам "«Руководить – это значит предвидеть».
    Ошибки в решении текущих вопросов быстро проявляются и легко поддаются исправлению. Ошибки в стратегии часто не видны  ни руководителю, ни окружающим, проявляются через длительный период и, как правило, приводят к значительным потерям, из которых самое неприятное и невосполнимое – упущенное время. Вот почему выставки важны, в первую очередь,  для руководителя фабрики – как способ ощутить трудноуловимый запах грядущих перемен. И это первая задача выставки.
    В теории известно много методов прогнозирования, однако, на практике ни один из них не заменит  – интуиции руководителя. Это не означает, что он должен уединиться в башне из слоновой кости и предаться исключительно возвышенным размышлениям о будущем. Будущее всегда присутствует в настоящем, и только в диалектическом разрешении противоречий реальной жизни, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ее кажущемуся хаосу можно внезапно ощутить момент, когда сложное и непонятное становится простым и ясным, и остается лишь недоумение, почему это не было понято раньше.  

План - всему голова

     При составлении плана выставочных мероприятий, помимо общих выставочных задач, нужно иметь представление и о более конкретных целях именно этой выставки.
   В технологии выставочного процесса масса интересных «мелочей», о которых, как правило, невозможно прочесть в литературе. Они важны, что - бы не потерять ни одну минуту золотого, без кавычек, выставочного времени. Здесь хорошие результаты может дать тренировка команды (репетиции) в домашних условиях. Неподготовленных людей на международные выставки выпускать, вообще не стоит. Не все могут работать на выставке по психологическим критериям, и вообще команда формируется со временем, приобретая навыки и опыт.
    К выставке вся работа должна быть сделана дома, а выставочный стенд фабрики – как верхушка айсберга.
    Планирование – залог успешной работы:
    - планирование стратегических и тактических вопросов,
    - разработка  календаря и сценария на выставочную неделю,
    - систематизация и обработка выставочных материалов,
    - составление итогового документа – плана мероприятий по реализации результатов выставки.
     Казалось бы, нет необходимости особенно концентрировать внимание на необходимости планирования самого  участия предприятия в выставках хотя бы на год вперед, однако мой личный опыт, как коллективного организатора имеет некоторый оттенок скепсиса по этому вопросу. К сожалению, многие вспоминают о предстоящей выставке за пару месяцев до ее открытия с вытекающими последствиями (случайная экспозиция, повышенные ставки, неудачное место и т.д.). Интересный факт – немецкие специалисты считают, что на крупных выставках настоящий успех приходит к новому экспоненту  не ранее, чем через 2- 3 года его постоянного участия в конкретной выставке. Есть над чем задуматься.
    При составлении плана выставочной работы важно не ошибиться с выбором своего участия в той или иной международной, национальной или региональной выставке. В той же Германии выставки проходят ежедневно во многих городах. При всей слабости современной российской экономики по количеству проводимых мебельных выставок мы скоро догоним и перегоним Америку. Я не хочу в данной статье поднимать очевидные вопросы координации выставочной работы. Все же я  абсолютно убежден в необходимости региональных выставок и для этого есть очень много аргументов. Производителю же важно знать, – даже если он уже  имеет дилеров в конкретном регионе, своим  участием в региональной выставке он поддерживает позиции своих дилеров и организует  их обучение, а с другой стороны не дает задрать им нос.
    Вторая задача выставок – собрать возможную информацию о соседях, конкурентах и партнерах и попытаться уловить главную прозвучавшую ноту именно этой выставки. При всем кажущемся сходстве или однообразии – выставки имеют отнюдь не японские лица. Очень трудно,  скорее всего, просто невозможно, обойдя крупную выставку один или несколько раз ухватить все необходимое. Любая, даже небольшая выставка на самом деле содержит огромный объем информации. Нужно уметь ее взять, но это умение приходит только с опытом. Многое лежит как бы под прилавком, или как лесной гриб  маскируется под другую вещь и увидеть ее можно только под определенным углом зрения или в ином свете.

Полезные "мелочи" или как потопаешь, так и полопаешь

      На выставке нечего делать без визитной карточки, пусть даже просто напечатанной на компьютере. На самом деле не так важно с золотым она обрезом или нет,  гораздо важнее, например, иметь ее на английском языке для переговоров с иностранцами или получения проспектов, каталогов и образцов. Как экспонент, так и посетитель ( профессионал) должен быть уверен в себе и настойчив, как продавец дубленок весной на стамбульском базаре. В наше время нахальство ( в хорошем смысле), не второе счастье, а первое, и часто единственное. Очень важно умение правильно расположить к себе собеседника. Хороший объект для работы – экспонент скучающий без посетителей. Как правило, он или неправильно сформировал экспозицию, или ошибся с выбором выставки, зато от него можно узнать массу интересного. Поэтому не следует стесняться  завязывать знакомства.
    Успех  в поиске нужной информации возможен при условии, если заранее знаешь, что,  где и как  искать. Т.е. специалисты, которым поручен поиск должны иметь написанный план – задание на проведение выставочной работы и «карту местности», то есть каталог выставки. На любой западной выставке посещение начинается с регистрации посетителя, приобретения билета и каталога, если все это не сделано заранее.
    Почему Вам следует приобретать мебель  АО « Графское»? Такой вопросник распространялся среди посетителей  на осенней 1999 года выставке «Мебель» и содержал, разумеется, и готовые ответы на поставленный вопрос. Эта страничка отпечатанная массовым тиражом на недорогой бумаге - одна из первых ласточек, свидетельствующих о попытках предприятий проанализировать и формализовать знания о действительной конкурентоспособности своей продукции на основе качественных и количественных оценок. Серьезные западные фирмы  на эту тему имеют целые тома, которыми они вооружают дилеров для повседневной работы с покупателями.
    О каталоге выставки. Характерной ошибкой многих отечественных и зарубежных экспонентов – бездумное помещение информации о себе в очередной каталог. Следует иметь в виду, что каталог – инструмент большой силы и длительного действия. Копеечная экономия или малый недосмотр наверняка будут наказаны. Например, без краткого перечня основной продукции Ваша каталожная статья теряет три четверти силы.
    Правильно организованное гостеприимство - незаменимый   компонент успешной выставочной работы, так же требует  своего планирования, что бы оно не дало противоположного эффекта. Необходим календарь и сценарий протокольных и непротокольных встреч, банкетов, людские и денежные резервы  и т. д.  и  т.п.
    Что важнее – экспозиция или офис? Трудно ответить однозначно. Многое зависит от ассортимента выставляемой продукции, характера планируемой работы. Однако если в офисе предполагается проведение переговоров с партнерами, то в нем должны быть созданы соответствующие условия для этого. Экспозиционную площадь можно использовать и более эффективном варианте за счет нестандартных решений (многоуровневой экспозиции, специального оборудования,  технических средств и т.д. Имея офис, можно организовать прием посетителей так же и на выставочных площадях. Нужен творческий подход, наблюдательность и фантазия.
    При устройстве экспозиции можно руководствоваться простым правилом: выставка, в принципе, устраивается не для экспонентов, а для гостей. Не все посетители умеют профессионально работать на выставке или обладают большой настойчивостью. Поэтому, не следует отгораживаться от посетителя столом, барьером или, тем паче, стеной высокомерия. На выставках обостряется внимание, и все что связано с выставкой запоминается надолго. В то же время, вовремя врученная визитка фирмы, календарик, брошюра или прайс-лист позволят сэкономить массу времени и вам и посетителям выставки.
    Не секрет, что в ходе подготовки к выставке, некоторые предприятия правдами и неправдами стремятся получить более выгодное, как они считают, место. С другой стороны, некоторые организаторы-выставочники  под нажимом экспонентов пытаются тасовать экспозиционную площадь, как колоду карт.
Мне представляется все же наиболее разумным – постоянное место, т.к. смена площадки дезориентирует партнеров. На самом деле,  серьезный покупатель всегда там, где серьезный товар, а не там где играет музыка. Впрочем, возможно существует и цыганское счастье.

    Не забудьте заранее пригласить на ваш стенд необходимых вам посетителей и СМИ. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как внимание. Выставки - хорошее место для решения вопросов, не связанных прямо с чисто выставочными задачами, как-то  встречи с чиновными и вообще нужными людьми, где они смогут вас увидеть в ином свете. Если вы забыли пригласить на выставку своего банкира и руководителя вашей местной администрации – это уже, скорее всего ошибка.
    Важная сторона выставочного процесса – формирование благоприятного имиджа руководителя и предприятия. Думаю, что без сильной выставочной позиции вряд ли бы нам удавалось, в отличие от других российских фирм, получать товарные кредиты у западных партнеров для обеспечения предприятий материалами и комплектующими. Ведь бизнес это не только деньги, но и доверие. Это же относится и к нашим ведущим предприятиям. В самом деле, если на стенде постоянно толпится народ, а в офисе идут переговоры с уважаемыми в мире бизнесменами, это  о многом говорит опытному глазу потенциального партнера.
        При высокой степени нагрузки на персонал, весьма тщательно нужно решать вопросы питания, сна, отдыха и транспорта.
    Как правило, во время выставок проходит большое количество семинаров, круглых столов и др. публичных мероприятий. По моему личному мнению, большинство из них они не должны отвлекать руководителей от основного процесса. Исключение, разумеется, для протокольных мероприятий. А вот спланировать и организовать специальный семинар для Ваших дилеров, как это делает, например, АО «Электрогорскмебель», мероприятие, пожалуй, небесполезное.
    Нельзя считать себя настоящим мебельщиком  (или серьезным предприятием) без  экспортной школы. Дело здесь не только в экономической эффективности экспорта, которая в наших условиях может произвольно и быстро меняться с плюса на минус и обратно. Суть вопроса в закалке и повышении зрелости коллектива, непосредственном доступе к мировым информационным и интеллектуальным ресурсам, приобретению  нового опыта.  В этом смысле выставка – едва ли ни единственная стартовая площадка  для работы на внешних рынках.
    Связанная с экспортом тема – участие в  выставках вдали от дома, в т.ч. за рубежом.  Хотя правила  общие, однако значительно возрастает роль предварительной  подготовки, выбора выездных моделей, подбора  компаньонов для совместного выезда, и особенно местных партнеров. Коротко можно сказать так к участию в зарубежной выставке необходимо готовиться   как к домашней, только  гораздо лучше. В незнакомых регионах нужна  безусловно и тщательная информационно – аналитическая подготовка.

Заключение

    Выставка своего рода момент истины для предприятия.   Нельзя ее втиснуть какое-то раз и навсегда приготовленное прокрустово ложе. Главное содержание выставочной деятельности – процесс творческого проявления и отражения личностей, живой и развивающийся как сама жизнь. Однако, в ней мало места традиционной политике и дипломатии.  Она сама и политика и дипломатия. Ваши цели должны быть ясно и выразительно сформулированы, в противном случае вы не будете услышаны, замечены и поняты.

    Однако, выставка  не может дать большего, чем она может дать. В конце концов, выставка  - это  только выставка, а не средство от всех болезней, и является составной, хотя и  наиболее яркой, частью нелегкой жизни предприятия в любой социальной системе. Нельзя в короткой журнальной статье осветить все вопросы выставочной деятельности и автор будет вполне удволетворен, если побудит в  читателе искорку сознательного интереса к этой теме и желание попробовать свои силы на практике.

Опубликовано в журнале "Мир Мебели" в 2000 г.
   
16/03/2000            А. Абушенко                                          
мебельный рынок
дизайн и конструирование мебели
выставки по мебели и деревообработкеые выставки мебельная промышленность за рубежом
Технологии  мебельного производства
Оборудование для мебельного производства Материалы и комплектующие изделия для мебельного производства Древесно-полимерные  композиты Информационные ресурсы мебельной промышленности

сетевая академия мебели e-mail:aabu@yandex.ru
  хл