Сетевая Академия Мебели - на главную страницу e-mail:aabu@yandex.ru технологии деревообработки и производства мебели   

   Способы декорирования мебели. Краткий обзор

Декорирование мебели - составная часть мебельного искусства, представляющая набор художественных приемов (способов, техник), позволяющих усилить выразительные свойства изделий мебели и др. предметов интерьера.

История декорирования мебели имеет столь же древнее происхождение, как и сама мебель, на что однозначно указывают сохранившиеся образцы старинной мебели и древние изображений мебельных изделий. Декорирование использовалось как при изготовлении дворцовых гарнитуров, так и в домашней крестьянской мебели.  Хотя мебели массового производства сейчас присущи относительно простые и "технологичные" формы, декорирование мебели сохраняет важное значение и в наше время. В умелых руках декорирование - эффективный инструмент для производства гармоничных,  нарядных и привлекательных продуктов.

Исторически методы декорирования мебели создавались для деревянной мебели, но, в той или иной степени, они применимы и к другим материалам из которых изготавливается современная мебель:  фанере, древесным плитам,  металлу, камню, бетонам и композиционным материалам.

Классическими техниками декорирования являются художественная роспись, резьба, выжигание (пирография), икрустация (интарсия, маркетри), накладной декор, левкас и золочение. Позднее стали использовать группу печатных техник, включающая тиснение, разные виды трафаретной и тампонной печати, а также  декупаж (аппликации) и пиротипию. Новыми способами декорирования мебели являются  металлизация, термодиффузионная (термотрансферная) печать и прямая цифровая печать. Вероятно, к декорированию можно отнести и декоративную светодиодную подсветку мебельных изделий.

   Художественная роспись

Деревянные изделия  с художественной росписью являются существенной  органической частью художественной культуры большинства народов. Трудно назвать страну, где бы  не было этого явления. В европейской традиции роспись по дереву и расписная мебель твердо закрепились  в промышленном производстве и осуществлялась с участием профессиональных художников  уже  к 19 веку. Восток и Африка, южная и северная Америка  являют интереснейшие образцы народного искусства. В России,  традиции росписи по дереву всегда были довольно сильны . Как  и в других  культурах значительное  влияние на развитие техники  и технологии  этого промысла  оказала  иконопись  и изготовление  др. культовых  предметов. К сожалению, в последние десятилетия производство художественной расписной мебели  было полностью прекращено. Сейчас этот вид искусства постепенно возрождается.

Росписи обычно подвергается: специально разрабатываемая мебель, в которой роспись является составной частью общего художественного замысла изделия; мебель серийного производства ( как один из вариантов решения); мебель,  специально продающаяся в розничной сети без отделки,  т.е. предназначенная для отделки самим покупателем а также просто старая изношенная мебель, которой художник при обновлении придает новый неожиданный вид.

Расписывают  отдельные элементы изделия (столешницы, филенки, карнизы и пр.) или предмет  целиком. Темы росписи могут быть самыми разнообразными : классические мебельные рисунки, пейзаж, натюрморт, обнаженная натура, религиозные сюжеты, геометрия, абстракция,  карикатура и шарж и т.д. и т.п. 

Подробнее о художественной росписи мебели см. специальный каталог интернет-ресурсов.

Художественная резьба

Художественная резьба, и в особенности,  резьба по дереву, в силу доступности материала и сравнительно простых методов обработки, является одним из древнейших видов искусства и огромным пластом материальной культуры большинства народов. Например, древнейшие из  сохранившихся  письменных  памятников  человечества вырезаны на камне или  на глиняных дощечках. Художественная резьба является одним из старейших приемов создания выразительного художественного образа изделий мебели, как простого утилитарного назначения, так и мебели культовой и дворцовой.

В России традиции деревянной резьбы всегда были сильны в большинстве регионов, что видно, в основном, из музейных экспозиций. При советской власти традиции производства резной мебели  сохранились лишь на небольшом количестве предприятий системы народных промыслов, а так же у немногочисленных любителей -умельцев. За рубежом, как в развитых странах, так и в странах третьего мира традиции резьбы не были нарушены в столь сильной степени и, поэтому, продолжает существовать целая индустрия резьбы по дереву, имеющая, естественно, и своего потребителя, а так же индустрия поддержки этого дела в любительских и профессиональных направлениях.

В настоящее время, в отечественной мебели эта технология используется, к сожалению, крайне ограничено, хотя в последние несколько лет внимание к этому промыслу справедливо начинает увеличиваться, и что особенно важно, начинают появляться и специалисты. Хорошо и то, что начали вновь издаваться книги и учебные пособия.

Не следует, однако, думать что все это очень просто. Скорее наоборот.  Художественная резьба - это с одной стороны достаточно сложное ремесло, а с другой  - сфера искусства, со своими традициями, законами и пр.
Существует несколько видов (техник) деревянной резьбы.

Классическая резьба по дереву осуществляется при помощи специальных инструментов - резцов, резаков и пр.
В последние годы начинает для резьбы начинают использовать скоростные фрезерные станки с ЧПУ, а также лазерные станки с ЧПУ.

Подробнее о художественной резьбе в мебели см. специальный каталог интернет-ресурсов.

   Горячее тиснение древесины

Резьба по дереву является сильным приемом декорирования мебели и др. деревянных изделий. Однако, - она весьма трудоемка. Существует метод, позволяющий в определенной степени имитировать резьбу и механизировать процесс  - это технология   горячего тиснения древесины, т.е. прессование или термическое формование древесины.

Натуральная древесина состоит из природных полимеров. Поэтому она, под действием влаги и температуры, становится значительно пластичнее. Горячее тиснение древесины  можно использовать  для получения объемных  декоративных изображений  как на плоских, так  и на фасонных поверхностях деревянных деталей мебели и др.  изделий. 

  Мебельщики мало знают о тиснении и, как правило, - по наслышке.  В некоторых других отраслях тиснение используется очень широко. Тиснение является основным способом декорирования натуральных и искусственных кож, линолеума, бумажных и полимерных обоев, багета. В переработке пластмасс   тиснение  применяется   при  производстве сайдингов, пластиковых панелей, плинтусов и др. пластмассового погонажа.

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или  ясеня.
Тиснением можно имитировать плетеные и т.п. материалы (ротанг, камыш, соломку).

Горячее тиснение может осуществляться не только по массивной  древесине, но и по шпону,  фанере, древесно-волокнистые плитам. Хорошие результаты получаются при тиснении плит типа MDF, а также термопластичных древесно-полимерных композитов.

Тиснение плоских изделий (дверки, филенки и т.п.) осуществляется в прессе при помощи  рельефного пуансона. Тиснение панелей и профильных изделий возможно в  тиснильных машин  проходного вальцового типа.

Подробнее о горячем тиснении  см. специальный каталог интернет-ресурсов.

    Инкрустация (интарсия, маркетри)

Искусство украшения предметов вставными элементами и мозаиками относится к глубокой  древности. Древние египтяне и греки самым широким образом  использовали эти приемы в  художественном и прикладном творчестве задолго до Р.Х.. В Китае и др. странах Юго-Восточной Азии существует старинная традиция украшения деревянных изделий перламутром по черному или красному лаку. Благодаря сильному художественному эффекту и относительной простоте исполнения, инкрустации и разнообразные мозаики давно нашли самое широкое применение в художественной обработке в дерева культурах многих  народов.

Инкрустированию подвергаются самые разнообразные вещи: двери, стеновые и потолочные панели, мебель, посуда, оружие, церковная утварь и  т.д. В инкрустируемые изделия вставляются элементы из металла, кости, дерева, керамики, самоцветных камней,  янтаря и т.д.

Распространенным в мебели видом инкрустации является интарсия. Интарсия (от итал. intarsio — инкрустация), вид инкрустации на деревянных предметах (мебели и т. д.): фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета. Наивысшего расцвета интарсия достигла в Италии в 15 в. В семнадцатом веке Андре Буль , французский мебельщик-краснодеревец, придворный мастер Людовика XIV (с 1672) разработал свой вариант интарсии (мозаики из дерева, названные во Франции маркетри ), применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева также медь, бронзу, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Из них Буль создавал изящные переплетающиеся узоры, наделяя торжественную по формам дворцовую мебель изысканным цветовым богатством.

Сначала темами интарсии служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка - светлые, и наоборот. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. В России расцвет техники маркетри пришелся на XVIII век. Если в начале  подобную мебель делали приезжие специалисты, то к середине века русские мастера-краснодеревщики уже самостоятельно создавали настоящие произведения искусства.  Русская мебель с маркетри была украшена цветами, геометрическими орнаментами, натюрмортами. Мастера делали и сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб. В этой технике могут быть выполнены  даже портреты. Техника интарсии и маркетри применима не только к плоским, но и на криволинейным поверхностям.

Во второй половине 20 века мебельная промышленность перешла к индустриальным способам производства из синтетических материалов ( древесностружечные плиты, искусственные отделочные пленки, пластики) и упрощенным конструкциям изделий. В отечественной мебельной промышленности к концу 20 века техника интарсии и маркетри практически вышла из применения. Сейчас интерес к этому направлению начинает возрождаться. Интарсию можно выполнять и на современных искусственных материалах - древесных плитах, пластиках и других композиционных материалах.

Подробнее об интарсии см. специальный каталог интернет-ресурсов.

   Накладной декор

Накладной декор в мебели является разновидностью ажурной  резьбы и известен с 17-го века. В период расцвета стилей барокко и рококо, накладные декоративные элементы широко применялась для украшения мебели, стеновых и потолочных панелей и др. предметов интерьера. В мебели советского период несложный накладной декор стал основным и едва ли не единственным методом декорирования мебели и интерьера.

Отдельные элементы декора (раскладки, уголки, розетки и пр.)  компонуются на фасаде изделия по законам симметрии для получения орнаментов и цельных композиций. Накладной декор используется не только в корпусной мебели, - но и в любой другой, включая стулья и кресла. Накладные декоративные элементы изготавливаются из древесины, фанеры, древесноволокнистых плит, полистирола, поливинилхлорида, пенополиуретана и металла и наклеиваются или прибиваются гвоздями и шпильками. Накладной декор можно производить из термопластичных древесно-полимерных композитов методами литья, прессования, тиснения и экструзии.

В зависимости от материала и др. факторов накладные декоративные элементы изготавливаются резьбой, точением, прессованием, штамповкой, литьем и экструзией.


Элементы накладного декора изготавливаются либо на мебельном предприятии, но чаще, - специализированными компаниями, изготавливающими мебельную фурнитуру и др. комплектующие изделия для мебели.

Дополнительно см. специальный каталог отечественных изготовителей накладного декора.

   Пирография и пиротипия

Пирография (выжигание) - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, полностью забытый в отечественном мебельном производстве  Выжигание ( в английском языке пирография - pyrography или  woodburning) осуществляется не только по древесине, а вообще, -  по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры - ткани, коже, бумаге, картону и др. Выжигание осуществляется обыкновенно при помощи специального ручного выжигательного инструмента - своеобразного горячего карандаша. Для выжигания используются также маломощные лазеры, снабженные системой ЧПУ.
Подробнее о художественном выжигании см. специальный каталог интернет-ресурсов.

Пиротипия представляет собой  вариант пирографии, только выжигание осуществляется при помощи заранее изготовленного штампа. Суть процесса пиротипии заключается  в изменении цвета (потемнении) древесины  или другого материала  под действием высокой температуры. Степень изменения цвета материала зависит от температуры  штампа, силы и времени его прижима.

Подробнее о возможностях использования художественной пиротипии в производстве мебели см.  специальную статью.

   Декупаж (апликация)

(от фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в  вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.) и наклеивании на декорируемы поверхности. 

Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака. Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры. Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

Подробнее о декупаже см. статью Декупаж в Википедии

   Шелкография

Шелкография  или иначе,  трафаретная печать,  представляет собой способ нанесения печатных изображений на поверхности различных изделий с целью создания разнообразных художественных эффектов, при котором краска продавливается ракелем в печатающие элементы печатной формы (трафарета) из тонкой прочной сетки на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печатной формы не дают краске проникнуть на этот материал.

Термин  шелкография имеет распространенный синоним -  сериграфия, или сериография, происходящй  от греческих корней  seri, т.е  шелк  и grafia, т.е. писание, изображение. В английской литературе используются термины screenprinting, silkscreening, silk screen printing, а также serigraphy, по немецки шелкография - siebdruck
 
Хотя  шелковые сетки сейчас уже не используют, а применяются более прочные и формоустойчивые изделия из полимерных волокон и стальной нержавеющей проволоки  с количеством нитей от  54  до 180 на один см длины (ширины) сетки. Сетки равномерно натягиваются на легкие жесткие деревянные или металлические рамы, с которыми  потом оперируют вручную или при помощи специальных машин.

Шелкография, или трафаретная печать, получила большое распространение в Европе  уже в конце XVI века, преимущественно  в Англии и Франции. В XVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке .стены, ткани и др. изделия. Американские мебельщики, по видимому, являются пионерами применения шелкографии в  мебели, т.к. именно в этот период начинается  формирование  мебельной промышленности и  создания собственного, т.к. называемого колониального стиля мебели.

Термин шелкография закрепился в самом начале ХХ века, когда был  запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем - резиновых ракелей) для нанесения краски. В 60-ые годы прошлого 20 века техника шелкографии была усовершенствована популярными художниками (  В. Вазарели, Д. Джонс, Р. Индиана, Д. Поллок, Э. Уорхол).

Шелкография, т.е. шелкографическая печать может осуществляться по самым разнообразным материалам и поверхностям - бумаге, картону, древесине,  стеклу, металлу, лакированным поверхностям, пленкам, пластмассам.  Поэтому,   современная  шелкография, помимо собственно полиграфии, получила самое широкое распространение  в производстве разнообразных технических и потребительских товаров: печатные платы для электронных приборов, сигареты,  авторучки, бутылки и флаконы, посуда, керамическая плитка,  панели приборов, обои, игральные карты, часы, каминные полки, автомобильные стекла, подносы, зонты, сувениры, картонная упаковка, дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и  т.п., включая изделия мебели.

От других  способов печати шелкография отличается сравнительной простотой процесса и  применяемого оборудования и, как производственный процесс, особенно эффективна при выполнении малых и средних тиражей мебели и мебельных деталей.

Подробнее о возможностях использования шелкографии в производстве мебели см.  специальную статью

   Прямая цифровая печать

Прямая цифровая печать осуществляется специальными чернилами при помощи управляемых компьютером промышленных цифровых принтеров. Цифровые принтеры могут иметь различный принцип действия, но в промышленных машинах чаще всего используют пьезоэлектрические струйные  печатающие головки. Одна или несколько печатных головок  движутся  над материалом и набрызгивают мельчайшие капельки чернил нужного цвета в строго определенные  компьютером точки запечатываемого материала. Промышленные принтеры производятся двух типов: планшетные в которых материал неподвижно лежит на столе принтера, и рулонные - в которых он движется между приводными валами.

В промышленных принтерах используются различные виды чернил, но для мебели наилучшим образом подходят стойкие к внешним воздействиям чернила ультрафиолетового отверждения.

Для цифровой печати не имеет значения тираж и вы можете ограничиться только одним отпечатком или сделать их сотни.  Для цифровой печати не нужно изготавливать, использовать и хранить специальную печатную оснастку (печатные валы, матрицы, формы, шаблоны и т.п.), а вся информация обрабатывается и хранится в памяти обычного компьютера, оснащенного специальной программой.

Прямая цифровая печать с большим или меньшим подобием способны имитировать многие вышеуказанные техники декорирования мебели, стеновых и потолочных панелей и др. товаров широкого потребления. В настоящее время прямая цифровая печать является наиболее простым и эффективным методом декорирования мебели в единичных экземплярах, а также при малых и средних тиражах изделий.

Подробнее о применении прямой цифровой печати см. специальную статью, а также  характеристики крупноформатных планшетных цифровых принтеров.


Автор Абкшенко Александр Викторович
апр. 2010


Мир деревянных  игрушек  - электронная  информационная система

рынок
дизайн
выставки за рубежом
технологии
оборудование материалы Древесно-полимерные композиты стандарты разное

Сетевая академия мебели, А.В. Абушенко e-mail:aabu@yandex.ru
  хл